Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

О РОЛИ ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Амиржанова А.Ш. 1, 2
1 ФГБУ ВО «Омский государственный технический университет»
2 Омский институт дизайна и технологии»
В представленной статье автор утверждает, что одним из важных аспектов традиционного народного искусства является профессиональная школа. Понятие «школы», по мнению автора, должно перекликаться с такими тенденциями, как культурная преемственность, художественная система и функциональность. Расскрывая эти понятия, автор обращается к трудам известных теоретиков-исследователей традиционного народного искусства и ученых-педагогов. Определена их точка зрения о роли традиционного народного искусства в системе современного образования и воспитания личности. В заключении, автор акцентирует внимание на том, что в своем творчестве, современные мастера-профессионалы не отступая от традиции, осовременивают ее, привносят в образы и мотивы новые переживания и представления об окружающей действительности.
традиция
школа
промысел
материальная культура
творческий процесс
мышление
1. Амиржанова А.Ш. Традиционное народное искусство в развитии художественного восприятия студентов направления «Дизайн» [Текст]: учебное пособие / А.Ш. Амиржанова. – Омск: ОГИС, 2013. – С. 21–31.
2. Ивахнова Л.А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства / Л.А. Ивахнова // Учебное пособие. – 2-е изд. перераб. – Омск, 2003. – С. 73-76.
3. Медведев Л.Г. Проблемы эстетического воспитания учащихся средней школы на занятиях по изобразительному искусству / Л.Г. Медведев // Сб. пробл. Развития творческих способностей учащихся, студентов на занятиях по ИЗО. – Омск, 1996. – С. 18-19.
4. Некрасова М.А. Современное народное искусство / М.А. Некрасова. – Л.: Художник РСФСР, 1980. – С. 12-19.
5. Рождественская С.В. Русская народная художественная традиция в современном обществе / С.В. Рождественская. – М.: Наука, 1981. – С. 24-26.
6. Шпикалова Т.Я. Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 1973. – С. 102.

Важной системой в традиционной культуре является школа, причем профессиональная. В понятие школы мы вкладываем культурную преемственность, утверждающую народное искусство как художественную систему, формируемую традицией в изустно-зрительной передаче от мастера к мастеру и функционирующей на разных уровнях общности: национальной, региональной и общности исторически сложившегося промысла. Если школы не имеет профессиональной направленности, уходит от традиции, то, как правило, мастер не приобретает профессиональности индивидуального художника, а произведения, лишаясь черт искусства определенной школы, выпадает из художественной системы, теряя суть народного творчества.

Что касается цели нашего исследования, то оно заключается в том, чтобы определить роль и значение традиционного народного искусства в учебно-образовательном процессе.

Поэтому неудивительно, что вопросы обучения традициям народного искусства, его содержания, специфике становятся все более актуальными в обучение будущих мастеров-профессионалов и привлекают пристальное внимание педагогов и ученых.

Так, по мнению Т.Я. Шпикаловой, традиционное народное искусство является одним из важнейших средств в развитии художественной личности. Она подчеркивает, что «в созданиях векового народного художественного труда заложены неиссякаемые и живые родники великого и победного творчества». С ее точки зрения, успех приобщения к народному искусству, обусловливается в образовательном процессе следующими объективными условиями:

1. Во многих регионах нашей страны есть центры народных художественных промыслов. Изучение произведений народных мастеров на местах, беседы по истории народных промыслов, о традициях, встречи с мастерами, доступность привлечения художественного материала на занятиях.

2. В каждом регионе есть свои художественные и краеведческие музеи, музеи «под открытым небом», творческие союзы художников. Контакты с представителями музеев и творческих союзов помогут подрастающим поколениям в овладении стилистического анализа художественных вещей и в овладении приемами народного творчества.

3. В учебных программах по изобразительному искусству содержание разделов по декоративно-прикладному искусству построить так, чтобы ознакомить с разнообразной декоративной работой, многими областями народного творчества, для глубокого понимания связи народного творчества с современным профессиональным декоративно-прикладным искусством.

В своей работе, Т.Я. Шпикалова не однократно подчеркивала значение народного искусства в системе образования и воспитания. «…Именно оно и сегодня воспроизводит связь человека с природой, историей, нравственными ценностями этнической общности и всех народов, сохраняет историческую преемственность, традиции, регулирующие уровень ценностей, важных для жизни народа и всего человечества. И судьба народного искусства в современных условиях находится в прямой зависимости от общего уровня духовной и материальной культуры общества и гражданской ответственности каждого его члена. Установлено, что народное искусство является необходимым компонентом содержания образования на современном этапе и в перспективе. Народное искусство как особый тип художественного творчества является основой самого демократического пути формирования эстетического отношения к действительности и искусству; самого демократического пути формирования творчески активной личности» [6].

Л.Г. Медведев, исследуя вопросы национального народного творчества и его влияния на эстетическое воспитание художественной личности, считает необходимым выполнение ряда условий:

– предусмотреть в учебных программах по изобразительному искусству посильное изучение национальных художественных ремесел, традиций, особенностей традиционной культуры, народных традиционных промыслов и т.д.;

– разработать курсы по освоению традиций национальной художественной культуры народов, проживающих в данной местности;

– в зависимости от возможностей сырьевой базы, сложившихся традиций народного творчества в соответствующих территориях, определить конкретные формы художественного и прикладного труда;

– целесообразно вводить занятия по курсам «Истории отечественной культуры», «Дизайн», по отдельным видам декоративно-прикладного искусства и т.д. [3].

На наш взгляд, такой путь можно признать наиболее приемлемым и эффективным в системе художественного образования.

Не менее важным и актуальным является мнение Л.А. Ивахновой о значимости национальной культуры, «стремление лучше узнать его особенности, установить с ним контакт на основе взаимопонимания». В своей работе «Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства» автор подчеркивает, что «любая культура должна иметь часть общих признаков, характерных для всех культур, и группу признаков, несущих национально-специфическую нагрузку, и становится обоснованной важностью такого элемента содержания учебного предмета, каким является национальная культура. Автор весьма справедливо утверждает, что для введения национальной культуры в учебные предметы необходимо определить инвариант, который отражает ее специфику и может служить элементом конструирования содержания учебной дисциплины. Изучение национальной культуры в любом учебном предмете должно быть направлено на решение двух основных задач. Первая задача – это познание «своей» культуры, ее устойчивых элементов – традиций, норм общения, национальных особенностей восприятия и отражения мира в произведениях художественной культуры. Вторая задача – интерес и стремление узнать и понять своеобразие «иной» культуры, не отрицая оригинальности собственной [2].

Современный уровень развития искусствознания и достижения в художественной практике представляется необходимым выделить следующие основные моменты:

1. Необходимость эмоциональной характеристики произведений народного искусства на первом этапе знакомства с ними для установления духовного контакта.

2. Значение стилистического анализа в определении художественного качества и в познании первичных художественных образов-ощущений: линии, контура, цвета, объема и т.д.

3. Необходимо донести до восприятия студента всего комплексного назначения вещи, поскольку оно определяет глубину и полноценность ее художественного образа.

4. Особую научную ценность произведений народного искусства, их культурно-исторический смысл.

5. Необходимость учитывать тот факт, что произведения народного искусства находятся сегодня за пределами нашего быта. Поэтому следует нацеливать студентов на понимание современных декоративных вещей. При показе им народного искусства очень важно умело и тактично применять метод сравнительного анализа с современными предметами прикладного искусства [1].

Решение задач, поставленных перед обществом по коренному улучшению образования, требует от педагогической науки эффективного использования всех форм и методов развития творчески активной, широко образованной, совершенной личности. Для выполнения этого социального заказа необходимо подключать гений народа, его коллективный разум и волю, которые проявляются в процессе создания объектов материальной культуры, предметов среды, отвечающих запросам и потребностям (в том числе эстетическим) человека. Народное искусство, вобравшее в себя мудрость и талант многих поколений в этом ряду занимает ведущее место и, безусловно, должно изучаться и развиваться будущими мастерами декоративно-прикладного искусства. Одновременно, оно развивает воображение и фантазию, повышает художественную деятельность и многие другие положительные качества личности. Знание, умения и навыки, полученные в работе по изучению и освоению народного искусства активизирует творческий процесс, развивают познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление и т.д. [1].

Народное искусство обладает неограниченными педагогическими возможностями, так как позволяет организовать работу индивидуальную и коллективную. Этнопедагогические корни передачи знаний, умений и навыков от поколения к поколению, развитие современной педагогической науки, дают высокие результаты образовательного процесса. Педагогика сотрудничества, опирающаяся на личностный подход и индивидуальные особенности и интересы каждого студента, также широко использует возможности коллективной деятельности, представляемой народным искусством. Подобная организация работы студентов позволяет повысить их заинтересованность, активность и художественную деятельность на занятиях. Одновременно, развитие познавательной деятельности на материале традиционного народного искусства, помогает формированию личности, способствует более глубокому восприятию окружающего мира, развивает абстрактно-образное мышление и содействует реалистическому освоению действительности средствами изобразительного искусства [5].

В целом, народное творчество должно быть воспринято и введено жизненным, здоровым, крепким и нестареющим элементом в построение новой материальной и бытовой культуры России. Качественная перестройка и улучшение системы эстетического воспитания и художественного образования в высшей школе тесно связаны. Они возможны при условии обязательного расширения и включения в учебные программы, в содержание учебно-воспитательной работы традиционного народного искусства, являющегося достоянием мировой художественной культуры.


Библиографическая ссылка

Амиржанова А.Ш. О РОЛИ ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 11-1. – С. 52-54;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10691 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674