Объективная необходимость в достижении согласованности реалий казахстанской образовательной практики с современными мировыми тенденциями обусловила обновление содержания среднего образования и, соответственно, системы подготовки и профессионального развития учительских кадров [4, 5]. Действенной мерой в этой связи стало преобразование приоритетов в содержательной составляющей системы повышения квалификации педагогических работников и разработка Центром педагогического мастерства уровневых образовательных программ, основу которых составили:
- метапредметный подход,
- теория обучения
- модульный характер структурирования.
Данные методологические «опоры» позволили придать образовательным программам «подвижную», динамичную основу, способную, подвергаясь временным модификациям, сохранять адаптивность, необходимую для решения как ситуативных, так и проблем перспективного характера.
Процесс внедрения уровневых программ отслеживается мониторинговыми исследованиями Центра педагогического мастерства как в условиях аудиторного обучения педагогических кадров, так и по окончании обучения по направлениям:
- оценка качества организации и содержания курсового обучения;
- оценка эффективности интеграции ключевых идей образовательных программ в школьную практику сертифицированными педагогическими кадрами в посткурсовой период.
При этом, мониторинговые исследования в курсовой период охватывают весь обучающийся контингент учителей; в посткурсовой период – помимо сертифицированных педагогических кадров респондентами опроса выступают руководители школ, коллеги по месту работы, ученики и их родители.
Комплексный подход, предполагающий совокупность результатов курсового и посткурсового мониторинга, а также учет мнений широкого круга заинтересованных лиц имеет ряд преимуществ:
1. Формируется единый информационный ресурс управления процессом качества образовательной деятельности, профессионального развития педагогических кадров в процессе обучения, результативности обучения и, в последующем: эффективности преобразования школьной практики в посткурсовой период, степени достижения ожидаемых результатов.
2. Предоставляется возможность отследить «отсроченные» результаты обучения, обеспечивая, тем самым, характер управляемости и самоуправляемости процессу интеграции идей уровневых программ в школьную практику.
3. Становятся измеримыми: реальное соотношение фактического состояния школьной практики с критериями успешности, профессиональные проблемы и потребности педагогических кадров в посткурсовой период; происходящие в школьной практике преобразования и их результативность; динамика учебных достижений и мотивации к обучению у учеников школ; степень удовлетворенности запросов и ожиданий родителей учеников; эффективность и своевременность оказания посткурсовой поддержки тренерами Центра педагогического мастерства.
Определяющие основу мониторинговых исследований принципы комплексности, системности и целостности позволяют:
- обеспечивать единовременный охват всех участников образовательного и постобразовательного процессов в условиях непрерывного контроля;
- осуществлять сбор материалов и определять на основе его анализа взаимосвязь между количественными и качественными показателями, динамику и тенденции в ходе обучения и дальнейшей реализации уровневых программ в условиях школ;
- формировать полноценный и всесторонний анализ результатов;
- своевременно, на основе полученного анализа, принимать решения по устранению выявленных проблем и достижению ожидаемых результатов.
Систематизированные результаты курсовых и посткурсовых мониторинговых исследований, формирующиеся из результатов опросов обучившихся учителей, их коллег, руководителей школ и родителей учеников, проведенных в период 2012-2015 годов, показали:
интеграция концептуальных основ, ключевых идей и принципов уровневых программ в содержание преподавания в целом носит позитивный характер и способствует качественным преобразованиям, проявляющимся у учителей:
- в использовании принципов среднесрочного планирования учебных занятий и переориентации их на выявление и развитие учеников;
- в расширении методического арсенала учителей, позволяющего мобильно и эффективно использовать различные способы, формы и методы работы для достижения ожидаемых результатов;
- в изменении принципов, характера и форм взаимодействия с учениками;
- в активном использовании критериального оценивания, позволяющего объективно оценивать учебные достижения учеников, разрабатывать перспективные цели и пути их достижения;
- в переосмыслении значимости САМО-образования, САМО-совершенствования, САМО-оценивания;
- в установлении позитивной эмоциональной атмосферы в школьном коллективе, в эффективном применении распределенного лидерства;
- в успешном функционировании в условиях сетевого профессионального сообщества, позволяющего эффективно обсуждать и корректировать стратегии своего профессионального развития.
Библиографическая ссылка
Аушева И.У. МОНИТОРИНГ КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 11-1. – С. 70-71;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10696 (дата обращения: 21.11.2024).