Проблема девиантного поведения изучается давно, но, несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. Дело в том, что такой вид поведения, как правило, закладывается в подростковом возрасте, ведь в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомофизиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.
Немаловажным элементом социальных отклонений является отношение самой личности к совершенным ею нарушениям. В большинстве своем это отношение носит самооправдательный характер, в чем проявляется само защитная реакция организма. Социальными психологами доказано, что людям с девиантным поведением свойственно стремление к самоудовлетворению психологической потребности в оправдании своих поступков и действий, какими бы опасными они не были. Причем вследствие прогрессирующей деградации личности мотивация поступков снижается и утрачивается, что приводит к полной потере свойственного человеку стремления к признанию и успешности. Первичная девиация (первоначальное нарушение социальных норм) переходит во вторичную, а затем к построению девиантной карьеры – процессу восхождения от слабых форм девиации к сильным, например, от бытового пьянства к совершению уголовного преступления.
Изучение механизма социальных отклонений показывает, что факторами, предопределяющими отклонение от социальных норм, являются: уровень сознания, нравственности, развитость в обществе систем социальных регуляторов поведения человека и сформированное отношение общества к людям, нарушающим нормы морали и права.
Социологические концепции пытаются учесть в девиации социальные и культурные факторы, влияющие и определяющие поведение человека в обществе.
Включенные в учебное пособие нормативные, информационные и методические материалы могут быть использованы специалистами для организации различных форм работы по профилактике суицида, наркотической и алкогольной зависимости среди молодежи, а также информирования и консультирования родителей молодых людей «группы риска».
Первый раздел «Девиантное поведение человека» посвящен общим вопросам, раскрывающим содержание, сущность и структуру девиации человека.
Раздел «Суицидальное поведение человека» раскрывает нормативные, правовые, информационные и методические материалы по организации и профилактике суицидального поведения среди подростков и молодежи.
В третий раздел «Наркотизация подростков в современном обществе» включены нормативные, правовые, информационные и методические материалы для организации профилактики наркомании среди подростков и молодежи. Это методики получения информации по проблеме отношения молодежи к употреблению наркотических веществ и материалы для подготовки лекций и бесед.
В последнем разделе «Алкоголизация подростков в современном обществе» представлены программно-методические материалы по организации профилактики алкоголизма, среди молодежи. В этом разделе также приведены упражнения для психологических тренингов с подростками. Содержащиеся в этом разделе рекомендации по проведению консультаций с родителями молодых людей помогут специалисту подготовиться к работе с молодыми семьями, принадлежащими к «группе риска».
Библиографическая ссылка
Прокофьева М.А., Имангулова Т.В. ДЕВИАНТОЛОГИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-1. – С. 75-76;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10791 (дата обращения: 27.12.2024).