Задача подготовки экономических и управленческих кадров для формирования экономики инновационного типа стала сегодня стратегической целью государственной политики в области образования. В свете этого необходимо вести планомерное обучение и подготовку специалистов, владеющих глубокими знаниями экономико-математических методов и моделей, а также навыками их применения с использованием современных информационных технологий.
Учебное пособие «Основы математического моделирования социально-экономических процессов. Практикум. Часть 1 и 2» [1, 2], вышедшее в издательстве Финансового университета, предназначено для овладения будущими управленцами и экономистами профессиональными компетенциями, связанными с применением современного математического инструментария, пакетов прикладных программ и использованием результатов математического моделирования при принятии управленческих решений.
Пособие посвящено изучению количественных и качественных экономических взаимосвязей с помощью перспективных методов экономико-математического моделирования социально-экономических систем. В нем содержится все необходимое для изучения студентами наиболее важных и часто встречающихся на практике проблем экономики, маркетинга и менеджмента. Отбор и изложение материала учебного пособия имеют некоторые особенности по сравнению с существующими учебниками и учебными пособиями, суть которых заключается в описании практических применений широкого спектра математических моделей социально-экономических систем. В новом образовательном стандарте (ФГОС ВО 3+) для экономических и управленческих направлений подготовки был сделан акцент на проектном подходе, оценке реальных инвестиций и инноваций, что также нашло отражение в выборе практических ситуаций для заданий и кейсов практикума. Первая часть пособия посвящена оптимизационным и балансовым моделям, вторая –эконометрическим и имитационным (эволюционно-симулятивным) моделям.
Первая часть практикума включает в себя четыре главы («Модели линейного программирования», «Модели сетевого планирования и управления», «Матричные балансовые модели», «Модели одновременного инвестиционно-финансового планирования»), посвященные оптимизационным и балансовым моделям, – задаче линейного программирования, задаче целочисленного программирования, транспортной задаче, задаче о назначениях, модели сетевого планирования и управления, матричным балансовым моделям, моделям одновременного инвестиционно-финансового планирования. В начале каждой главы приводится краткий теоретический материал по соответствующей теме. Затем на примере типовой задачи разбирается составление экономико-математической модели и ее решение с помощью соответствующего инструментального средства (пакет Microsoft Excel или программа SimplexWin). После этого приводятся задания для самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов.
Вторая часть практикума включает в себя две главы, посвященные эконометрическим («Основы эконометрики») и эволюционно-симулятивным моделям («Равновесные модели эволюционно-симулятивного метода»). Глава «Основы эконометрики» включает описания типов данных, используемых в эконометрике, и подробное рассмотрение технологии эконометрического моделирования, количественного и графического анализа экономических данных в Microsoft Excel. Приведены конкретные примеры проведения корреляционно-регрессионного анализа с помощью различных функций Microsoft Excel и важнейших специальных инструментов – надстроек «Пакет анализа» и «Поиск решения». Отдельное внимание уделяется эконометрическим методам корректировки нарушений предпосылок Гаусса-Маркова и применению моделей с фиктивными переменными, которые позволяют учесть влияние качественных признаков при исследовании экономических объектов и являются эффективным инструментом при анализе структурных изменений, выборе альтернатив, построении рейтинговых систем. Изложение материала сопровождается справочными материалами по основным формулам, используемым в корреляционном и регрессионном анализе и функциям Microsoft Excel. Примеры решения задач включают фрагмент или полный текст рабочего документа Microsoft Excel, снабженный комментариями и краткими указаниями, помогающими реализовать решение задачи на компьютере. В конце главы приводится комплексный пример исследования экономических данных и предлагается набор задач для самостоятельной работы, решение которых помогает процессу подготовки студентов к экзаменам.
Глава «Равновесные модели эволюционно-симулятивного метода» посвящена решению проблем эффективного применения экономико-математических методов на практике. В ней разъясняются и иллюстрируются на практических примерах методы, которые позволяют с новых позиций решать широкий круг прикладных экономических задач с учетом неопределенности исходных данных и рисков. Описанный в пособии эволюционно-симулятивный метод позволяет за счет оптимизации снижать неопределенность в значении искомого результата на 1–2 порядка. Это принципиально меняет ситуацию, делает теоретическую экономику эффективным инструментом практического бизнеса. В главе описана диалоговая компьютерная система «Decision», в рамках которой предлагается пример иллюстрирующий процесс прогнозирования рынков товаров и услуг. При этом проводится расчет оценок рисков, надежности выполнение плана, емкости рынка, прибыли и других интегральных характеристик.
Пособие адресовано студентам, специализирующимся в области государственного и муниципального управления, финансов и кредита, экономики предприятия, менеджмента, маркетинга, инвестиций, математической статистики, управления проектами, управления в чрезвычайных ситуациях и т.д. Основой подготовки студента к выполнению упражнений практикума служат учебник [3] и учебные пособия [4–8]. При этом не требуется специальных математических или иных знаний, за исключением тех, которые студенты получают на начальных курсах по указанным специальностям. Все остальные материалы, включая терминологию, содержатся в пособии.
Библиографическая ссылка
Орлова И.В., Бич М.Г., Рытиков С.А. ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. ПРАКТИКУМ. ЧАСТИ 1 И 2 // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-1. – С. 97-98;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10816 (дата обращения: 27.12.2024).