В учебном пособии «Менеджмент» автора Ультан Светланы Ивановны представлено краткое изложение основных положений теории менеджмента, проведено обобщение практики управления современной компанией, как в России, так и за рубежом.
Первая глава содержит сущность дефиниции «менеджмент», представлено авторское определение понятия «менеджмент» (стр. 20 учебного пособия) в виде схемы. Подчеркивается, что управление осуществляется через кольцо управления, состоящее из общих функций менеджмента:
– целеполагание;
– прогнозирование и планирование;
– организация;
– мотивация;
– контроль.
Функционирование любой компании предполагает выделение цели и ограничений, т.е. второстепенных целей. Приведены классификации целей компании и требования, выдвигаемые к формулировкам целей и ограничений. Поскольку выбор цели представляет собой некий компромисс между интересами различных групп, то отдельный пункт учебного пособия (пункт 1.3) посвящен стейкхолдерам и их влиянию на деятельность современной компании. Кроме того, пункт 1.4. учебного пособия посвящен истокам возникновения современного менеджмента, т.е. подходам и школам менеджмента.
Вторая глава учебного пособия рассматривает основные элементы предпринимательской среды компании и методы ее анализа:
– PEST-анализ;
– профиль среды компании;
– метод взвешивания каждого фактора;
– SWOT-анализ;
– SNW анализ.
Далее рассматриваются современные модели жизненных циклов организации зарубежных авторов Л. Грейнера, И.К. Адизеса и жизненный цикл организационного развития бизнеса с социокультурной точки зрения отечественных авторов Е.Н. Емельянова и С.Е. Поварницыной.
Четвертая глава посвящена сущности, функциям и процессу разработки миссии компании. Выделены характеристики основных компонентов миссии и приведены примеры.
Планирование в системе менеджмента (глава 5 учебного пособия) рассматривается как начальный этап управления компанией. Знание основных принципов, методов и целей планирования позволяет строить оптимальные планы от стратегических до тактических и оперативных. Современные технологии формирования целей компании следующие:
– SMART-технология;
– проектная система постановки целей Г. Архангельского;
– сбалансированная система показателей Р. Каплана и Д. Нортона – (Balanced Score-card ? BSC).
Функция менеджмента – организация (глава 6 учебного пособия), рассматривается как организационный процесс предпринимательской деятельности и управления в предпринимательской деятельности. Принципы организации управления лежат в основе методов делегирования полномочий и ответственности в системе менеджмента компании.
Мотивация и потребности сотрудников компании (глава 7 учебного пособия) рассматриваются через первоначальные теории мотивации Ф.У. Тейлора и Э. Мэйо, а также через теорию «Х» и теорию «Y» Д. Мак-Грегора. Представлены основные идеи японской модели «Z» У. Оучи. А также в учебном пособии проанализированы современные теории мотивации двух групп содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основываются на выявлении потребностей людей и их роли в мотивации, к таким теориям относятся:
– теория иерархии потребностей А. Маслоу;
– теория «мотивационной гигиены» – двухфакторная модель Ф. Герцберга;
– теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда.
Группа процессуальных теорий мотивации содержит:
– теорию ожиданий В. Врума;
– теорию справедливости С. Адамса;
– и теорию Портера-Лоулера.
В процессе управления компанией важна такая функция как контроль. В главе 8 учебного пособия раскрываются виды и процесс контроля, даны рекомендации по проведению контроля, подчеркиваются поведенческие аспекты контроля и его необходимость. Координация рассматривается как центральная функция менеджера в процессе управления компанией. Особая роль отведена контроллингу как инструменту управления современной компанией.
Особое внимание необходимо уделить методам принятия управленческого решения (глава 9 учебного пособия) и интегральному характеру деятельности современного менеджера. Проанализировано влияние факторов на эффективность управленческих решений и роль руководителя в процессе принятия решения.
Организационное проектирование (глава 10 учебного пособия) позволяет рассматривать структуру управления компанией как совокупность звеньев управления, находящихся во взаимосвязи, соподчиненности и обеспечивающих функционирование и развитие компании как единого целого. Проанализированы классификации структур управления компанией с их достоинствами и недостатками.
Коммуникации в управлении (глава 11 учебного пособия) служат средством включения компании во внешнюю среду, обеспечивают ей необходимый уровень взаимодействия с окружающими социально-экономическими системами. Представлены этапы, модели коммуникационного процесса и основные виды коммуникаций компании.
В каждой компании существует сложное переплетение формальных и неформальных групп (глава 12 учебного пособия), поэтому необходимо выявить причины их возникновения и факторы, влияющие на их функционирование. Для этого необходимо изучить характеристики групп и их эффективность, этапы групповых процессов, условия создания команд и управления ими.
В главе 13 учебного пособия представлены четыре группы основных концепций лидерства, т.е. теория черт, поведенческий подход, ситуационный подход по Ф. Фидлеру и теория адаптивного руководства. Данные теории характеризуют разные этапы развития теории лидерства, которая эволюционировала от первого подхода к четвертому. А также приведены современные стили, типы и роли руководства.
Конечно же, деятельность компании невозможна без возникновения конфликтных ситуаций (глава 14 учебного пособия), которыми необходимо эффективно управлять, а для этого нужно знать типы конфликтов, уметь выявлять причины их возникновения и владеть методами разрешения конфликтов.
Как подчеркивают многие ученые организационная и корпоративная культуры имеют огромное влияние на эффективное функционирование современной компании, этому посвящена глава 15 учебного пособия.
После каждой главы приведен список литературы и вопросы для самопроверки, что помогает осмыслению пройденного материала.
Библиографическая ссылка
Ультан С.И. МЕНЕДЖМЕНТ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-1. – С. 100-101;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10819 (дата обращения: 27.12.2024).