Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

КОМПЬЮТЕР, ИНТЕРНЕТ И ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ (КРАТКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ)

Романенко В.Н. Никитина Г.В. Корец В.В. Морозов А.Н.
Компьютер и близкие к нему технические устройства, типа КПК, также как и Интернет стал повсеместным явлением. С ними теперь часто знакомятся в раннем возрасте. Иногда это происходит даже в дошкольные годы. Постоянное общение с электронными системами, обладающими серьёзной спецификой, не может не оказать влияния на характер поведения. Как и обычно, это влияние имеет и положительные, и отрицательные аспекты. Положительных аспектов больше и на них, чаще всего, обращают внимание в первую очередь. Мы же хотим обратить внимание на ряд отрицательных моментов подобного влияния. Особенно существенно проявляется влияние компьютера на поведение у тех, кто, кто начинает активно пользоваться компьютерными технологиями в ранние годы. На некоторые особенности этого влияния авторы указывали ещё в [1]. За прошедшие с тех пор годы компьютер настолько широко проник в повседневную жизнь, что теперь поставить эксперимент, в котором группы молодёжи, постоянно работающей с компьютером, сравнивалась бы с контрольной группой, которая не имеет дела с компьютером, стало практически невозможным. Это поневоле заставляет нас ограничиться только обычными повседневными наблюдениями и их обсуждением.

Раннее знакомство с компьютером происходит через различные игровые программы. Мы позволим себе не входить в обсуждении вопроса о привыкании к играм, хотя оно, безусловно, имеет место и может влиять на формирующуюся личность. Обратим внимание на другое. Компьютерная игра по своей структуре позволяет в сложной ситуации с помощью команды undo легко выйти из любого сложного положения и вернуться к исходному состоянию. Ребёнок, который имеет дело с реальной игрушкой, такой возможности, если, скажем, он сломал игрушку, не имеет. Частое попадание в такие ситуации формирует определённую безответственность в поведении. В дальнейшем эта безответственность может проявиться в коллективе. Ещё хуже обстоит дело с различными, агрессивными по своей природе играми. Ребёнок знает, что у него в запасе есть ещё некоторое количество «смертей» и действует соответствующим образом. Естественно это не может не сказаться на его поведении или, более строго, на его личности.

Особенно сильно проявляется использование персонального компьютера и обращение к Интернету в процессе учебы и даже в профессиональной деятельности [2]. Работа с компьютером не только позволяет легко вносить в текст различные изменения. Она уничтожает черновики и тем самым вырабатывает иные приёмы работы. Более того, возможность быстрого авторского изменения содержания ресурсов, размещенных в сети, понижает привычку ответственно относиться к их тексту [3]. В настоящее время в сети имеется множество ресурсов, которые могут независимо друг от друга изменяться и корректироваться несколькими авторами, менять название и т. д. Особенно широко применяется такой подход при продвижении сайта на высокие места в т. н. рейтингах. Приёмы такого плана получили название «раскрутка». С этими приёмами молодые пользователи знакомятся на практике очень рано. При этом, даже если пользователь не осваивает на практике соответствующие приёмы, у него вырабатывается привычка не думать о своей личной ответственности за содержание, создаваемых им материалов. Здесь речь идёт не о юридической ответственности, а об ответственности авторской, то есть ответственности за надёжность содержания, правильность выводов и т. п. Фактически здесь идёт речь о некоторой деформации личности [4]. Такую деформацию нельзя считать чисто профессиональной. Вероятно, в этих случаях правильнее говорить о сдвиге тех общих свойств личности, относительно которых производится оценка деформации.

Легкость и быстрота поиска ресурсов в Интернете незаметно влияет на привычку регистрировать найденные в сети сведения. Во многих случаях неопытные пользователи считают, что проще заново найти ресурс, чем регистрировать его адрес. Особенно это характерно для начинающих пользователей. В то же самое время опыт показывает, что на самом деле легкость повторного отыскания ресурса достаточно обманчива. Тем не менее, принципы оформления найденных сведений при частом обращении к сетевому поиску неизбежно трансформируются. Этот факт подтверждается нашим опытом проведения занятий по работе в Интернете, которые регулярно проводятся среди студентов гуманитарных специальностей. Работа по оформлению пристатейных и прикнижных списков, составление библиографии связана с выработкой профессиональных навыков и требует не малого времени и опыта. Современные электронные системы существенно облегчают эту работу. Если в обычных текстовых процессорах можно решить только ограниченные библиографические задачи, то большое количество непрерывно совершенствующихся специализированных программ позволяет решать намного более сложные задачи [5-7]. Особенность этих задач состоит в возможности массового поиска новых ссылок в электронных каталогах больших библиотек. При этом привычка самостоятельно оценить содержание материала в том или ином документе, не вырабатывается. В результате вырабатываются навыки поверхностного знакомства с материалом. При этом такая важная сторона творческой работы, как умение сопоставить между собой отдалённые по формальному содержанию материалы, вычленить в них нечто общее, как бы просто не рассматривается. В то же время, по мнению экспертов именно такое умение относится к высшему уровню умений творческой личности [8].

Аналогично только что сказанному, автоматическая проверка грамматики и синтаксиса, обеспечиваемая всеми текстовыми редакторами в отрицательную сторону влияет на общую грамотность, т.к. позволяет не задумываться о различных сложных ситуациях, отрицательно влияет на привычки работать со словарями и т. д. Более того, даже опытные авторы часто отказываются от стилистических новшеств из-за усталости бороться с постоянными «подчёркиваниями» делаемыми программой. Всё это отрицательно влияет на посторенние фраз, вырабатывая у начинающих авторов некий усреднённый «компьютерно-организованный стиль». Слепое доверие к «рекомендациям» и другим компьютерным результатам проявляется и при вычислениях. Этот хорошо известный факт хорошо заметен, например, при а проведении лабораторных занятий по физике, кода любой нелепый результат безоговорочно принимается учащимся, если только он получен в результате вычислений на калькуляторе или компьютере [8]. Как следствие этого, у обучающихся атрофируется привычка критически относится к результатам, многократно проверять их, оценивать разумность с новых точек зрения и т. д. Иными словами, и здесь идёт понижение умений высшей творческой ступени.

Если кратко подвести итоги сделанных нами замечаний, то они, в основном сводятся к следующему. Большие возможности автоматизации, смены репертуара, удалению сложностей в практической работе порождает привычку перекладывать на электронные средства некоторые элементы творческой работы. Сам стиль работы становится во многом компьютернозависимым. Вне всякого сомнения, эти недостатки во многом компенсируются положительными сторонами, связанными с использованием компьютеров. Тем не менее, более детальное изучение замеченных эффектов позволит, по нашему мнению, выработать некоторые компенсирующие приёмы.

Список литературы:

  1. Nikitina,G., Ovcharenko P., Romanenko V. Computer Training Programs for Cultivating Engineering Skills - Abstracts of the 6-th International Conference on Experimental Learning. July 1998. Tampere, Finland, p. 73. 1998.
  2. Романенко В.Н., Никитина Г.В. Влияние информатики на гуманитарные знания. Опыт предварительного анализа - СПб.: «Политон». 36 с. 2006.
  3. Носевич В.Л. Электронные документы и информационные ресурсы - Арх1вы I справаводства Минск, (2000) № 2 с. 133-140 Сетевой вариант: http://vin.belinter.net/digit/5.html .
  4. Безносов С.П. Профессиональные деформации личности (Подходы, концепции, метод): Диссерт на соиск. степени докт. психол. Наук - СПб:. 1997. 398 с. Сетевой вариант: http://www/lib.ua-ru.net/diss/cont/120858.html .
  5. Стуржил Д., Ибрагимова И. (составители обзора) Программы для работы с библиографической информацией # 8. - http://rcnetworks.org/ tt8r#info .
  6. Reference Maтagement Software [аноним] - http://library.humbold.edu/~rls/bibdata. htm. (2001)
  7. Протасов П. Программы для работы с библиографической информацией - Компьютераonline http://www/computera.ru/softerra/ raznsoft/34400.
  8. Никитина Г.В., Романенко В.Н. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения - СПб.: Изд. СПб Университета, 1992. 192 с.

Работа представлена на Общероссийскую научную конференцию «Новые технологии, инновации, изобретения», Иркутск (5-7 июля 2010). Поступила в редакцию 13.05.2010.

Библиографическая ссылка

Романенко В.Н., Никитина Г.В., Корец В.В., Морозов А.Н. КОМПЬЮТЕР, ИНТЕРНЕТ И ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ (КРАТКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 9. – С. 139-141;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=1084 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674