Одним из основных вопросов гуманитарного образования является вопрос о его ценностной ориентации. Другими словами преподаватель гуманитарных дисциплин должен четко представлять, какую систему ценностей он должен пропагандировать в студенческой аудитории, стремясь сделать ее и системой ценностей будущих специалистов. Если преподаватель сам не имеет четкого ответа на этот вопрос, его присутствие в студенческой аудитории будет явно не уместно.
Место, роль и содержание гуманитарных дисциплин (истории, философии, культурологии) задается государственным образовательным стандартом, который содержит только перечень ценностно-нейтральной информации, которую необходимо сообщить студентам. В такой ситуации возникает опасность масштабного теоретизирования с перечислением и сопоставлением большого количества фактов. Преподаватель заблуждается, если полагает, что студенты сами правильно расставят все ценностные акценты. Только четкая ценностная ориентация в преподнесении материала позволит преподавателю подняться до уровня воспитателя. Еще Аристотель отмечал, что добродетель изучают не для того, чтобы знать, что это такое, а для того, чтобы быть добродетельным. Аналогично и гуманитарные дисциплины изучают не только для того, чтобы знать, что такое история, культура, философия, но в первую очередь для того, чтобы быть культурным человеком. Гуманитарные науки призваны воспитывать у человека вкус к жизни, то есть способность индивида оценивать собственную жизнь, а, следовательно, и жизнь других людей как безусловную ценность. Такое понимание формируется в течение всей жизни, значит, является процессом разумно управляемым.
Определяя аксиологическое содержание образовательных стандартов, преподаватель гуманитарных дисциплин должен учитывать следующие принципиальные моменты:
Преподаватель должен уметь доносить понимание того, что культурные различия и сходства могут быть как между странами, так и внутри страны, но при этом все культурные цивилизационные формы имеют право на существование. Преподаватель должен уметь подниматься над национальной и религиозной ограниченностью, являясь проводником объединяющих общечеловеческих ценностей. Так, в курсах культурологии и философии, должна четко звучать идея об общих корнях различных вероучений, преподаватель должен находить и показывать связь между религиозными учениями, а не заострять внимание на их различиях и противостояниях. Преподаватель должен формировать понимание того, что диалог культур был и остается важным фактором выработки новых ценностей и новых стратегий цивилизационного развития, поэтому подача конкретного материала должна быть направлена на формирование у студентов понимания не только прав, но и обязанностей, возложенных на индивидов, социальные группы и нации в отношении друг друга.
Во-вторых, преподаватель гуманитарных дисциплин должен пропагандировать идею создания такого общества, в котором были бы созданы необходимые условия для полного раскрытия творческой сущности человека, общества, в котором материальный компонент не подавляет духовный. У студентов необходимо вырабатывать понимание особенностей современной социокультурной среды, ее плюсов и минусов.
В-третьих, преподавание гуманитарных дисциплин должно быть ценностно ориентировано на пропаганду единства гуманитарной и естественнонаучной составляющих компонентов знания. Преподаватель должен уметь убеждать, что в рамках научного способа освоения человеком мира, усиливается интеграция естественнонаучных и гуманитарных знаний, основанная на междисциплинарных подходах.
В-четвертых, преподавание гуманитарных дисциплин должно вырабатывать у студентов понимание того, что в процессе своего существования человечество выработало множество способов освоения мира: художественный, мифологический, научный, технический, религиозный и др. Каждый из них имеет свои нормы и установки. Они различаются выбором анализируемых проблем, выбором методов их решения и выбором способов оценки полученных результатов. В каждую историческую эпоху в обществе доминирует какой-то один способ освоения мира, который подчиняет себе остальные. В наше время – это научный, и основанный на нем технический. Поэтому там, где это уместно и необходимо преподаватель должен опираться на научное знание, не подменяя его никакими эквивалентами (вопросы происхождения жизни, человека, мироустройства).
В-пятых, гуманитарные науки должны стать преградой мистицизму и антинауке. К сожалению, наше общество сегодня чрезмерно отклоняется в иррациональную сторону. Для современного человека, особенного молодого, верить становится легче и привычнее, чем мыслить. Такая тенденция может вести только к деградации науки, искусства и культуры в целом. Господство иррациональных тенденций представляет реальную угрозу для нормального духовного развития общества. Основываясь на здоровом, оправданном рационализме, преподаватель-гуманитарий должен стать проводником и поборником утвердившихся научных теорий.
Таковы наиболее актуальные ценностные ориентиры гуманитарного образования. Для настоящего преподавателя они должны быть принципами, отказ от которых недопустим. Преподаватель всегда должен помнить о том, что его задача быть максимально объективным в изложении ценностно ориентированных явлений и процессов, поскольку только таким образом можно содействовать формированию истинно гуманистического мировоззрения молодого поколения.
Библиографическая ссылка
Клименко Н.А. ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 11-2. – С. 275-277;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10903 (дата обращения: 01.12.2024).