С внедрением в образовательную практику федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения образовательные учреждения столкнулись с новыми требованиями к результатам профессионального образования, сформулированными в виде профессиональных и общих компетенций.
Создание системы формирования общих и профессиональных компетенций у студентов, а также системы мониторинга их сформированности и процедуры оценки является одной из актуальных проблем, стоящих перед образовательным учреждением среднего профессионального образования. При этом особый акцент необходимо делать на осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к экспертизе качества профессионального становления студентов.
Одним из эффективных инструментов мониторинга и оценки сформированности компетенций у студентов на наш взгляд является портфолио. Идея использования портфолио в системе образования в последнее время получает широкое распространение.
Портфолио – (итал. portfolio – «портфель, папка для документов») – это досье, собрание достижений, фиксация успехов.
Это визитная карточка, то есть совокупность сведений о человеке; досье, собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о возможностях, способностях специалиста.
Портфолио студента – это портфель (папка) индивидуальных, образовательных и творческих достижений студента за время обучения в колледже.
Целью портфолио является максимальное раскрытие индивидуальных возможностей каждого студента, развитие мотивации к непрерывному обучению, повышение самооценки.
При формировании портфолио решаются следующие задачи:
– отслеживание персональных достижений студента в соответствии с поэтапными требованиями образовательных программ;
– динамики развития профессионально – значимых качеств, успешности освоения общих и профессиональных компетенций;
– оценивание освоения видов профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС специальности;
– оценка эффективности саморазвития студента;
– поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности для самореализации обучающихся;
– формирование и совершенствование мотивации у студентов колледжа к профессиональным и образовательным достижениям;
– совершенствование навыков целеполагания, планирования и организации собственной деятельности, проектирования профессионально – личностного саморазвития.
В нашем колледже по специальности Стоматология ортопедическая успешно применяется Портфолио достижений студента.
Портфолио студентов оформляется в индивидуальной папке с файлами, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются личные достижения студента в разнообразных видах деятельности (учебной, производственной, научной, творческой, социальной, спортивной и др.) за период обучения в колледже.
Структурно портфолио включает:
– титульный лист, который содержит информацию: ФИО студента, название учебного заведения, код и название специальности, номер группы и фотографию;
– пояснительную записку, содержащую информацию для студента, что такое портфолио, для чего оно нужно, какова его структура, как его вести, как оно будет оцениваться и т.д.
– раздел «Портфолио учебно-профессиональной деятельности», содержит результаты аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы:
1. «Итоги учебной деятельности» (фото и видеоматериалы учебных работ), свидетельствующие о практической подготовке студентов по профессиональным модулям; результаты текущей и промежуточной успеваемости; грамоты и похвальные листы за высокие учебные достижения; рефераты, доклады, выступления на занятиях, методические рекомендации, сборники, памятки, кроссворды, электронные презентации и т.п.
2. «Итоги прохождения производственной практики» – документы с производственных практик (копия манипуляционного листа, цифровой отчет о прохождении практики, копия характеристики с места прохождения практики, отзывы, благодарности от руководителей практик, руководства организаций, где студент проходил производственную практику); фото- и видеоматериалы, демонстрирующие наиболее интересные и проблемные моменты прохождения производственной практики.
– раздел «Портфолио достижений студента» включает дипломы, сертификаты, грамоты, благодарности, отзывы, оценка выполняемых поручений в колледже, фотографии и другие официальные документы, свидетельствующие о достижениях в учебных, спортивных, творческих, научных, общественных и других мероприятиях.
– Методическую копилку, содержащую материалы методического характера и другую нормативно-правовую документацию (конспекты, лекции; словарик; законы и правила; классификации и принципы; ксерокопии статей; список литературы; цитаты, афоризмы по теме; статистические данные; интересные данные; таблицы и т.д.). Формирование этого раздела допускается и в электронном виде.
Портфолио дополняет основные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать не только уровень сформированности общих и профессиональных компетенций студента, но и уровень его всесторонней самореализации в образовательной среде.
Результаты. Портфолио студента учитываются преподавателями при выставлении итоговых оценок по междисциплинарным курсам, профессиональным модулям, а в конце обучения – во время Государственной итоговой аттестации.
Используя технологию портфолио в процессе текущей и итоговой оценки освоения студентом образовательной программы, преподаватель колледжа может наглядно увидеть успехи и достижения студента, определить трудности и проблемы в освоении учебных дисциплин и модулей и может предложить студенту возможные индивидуальные их маршруты.
Портфолио создается в течение всего периода обучения в колледже, в дальнейшем оно может служить основой для составления резюме выпускника при трудоустройстве, продолжении образования, а также стать основой для Портфолио специалиста. Данный документ позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личностно-творческую траекторию успешности, что является важной составляющей рейтинга будущего специалиста на рынке труда.
Введение портфолио повышает образовательную активность студентов, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Эта технология ориентирована на личность студента, учитывает и развивает его индивидуальные особенности и способности.
Таким образом, применение технологии портфолио как механизма формирования общих и профессиональных компетенций у студентов и как инструмента мониторинга их сформированности – серьезная задача, требующая значительных усилий со стороны всех участников образовательного процесса.
Библиографическая ссылка
Лаптева Е.А., Чеканин И.М. ПОРТФОЛИО ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТА КАК ОСНОВА ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 11-2. – С. 277-279;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10905 (дата обращения: 22.12.2024).