Одним из показателей эффективности нравственного развития личности является высокий уровень ее эмпатических способностей. Эмпатия – это способность человека эмоционально откликаться на те или иные явления окружающей действительности. Эмпатия играет существенную роль в нравственном развитии ребенка. Именно в младшем школьном возрасте, когда у ребенка формируется представление о собственном «Я» и закладываются основы понимания чужой самоценности, крайне важно научить его ориентироваться на интересы и потребности окружающих людей, учитывать их интересы, потребности, что обеспечит отход от узкособственнических ориентаций и направит энергию ребенка в русло социально и нравственно одобряемой деятельности. Посредством социального общения ребенок познает себя как индивидуальность и личность, очерчивая границы собственного бытия, ведь именно «в поле социального взаимодействия начинается становление личности, ее самоопределение как выстраивание собственного жизненного пространства» [2, с. 189].
Способность к сопереживанию и состраданию как устойчивое свойство личности содействует ее нравственной устойчивости и мотивирует на альтруистическое поведение, поскольку закономерным результатом эмпатического воспитания младшего школьника станет формирование нравственной потребности в общем благополучии всех людей и живых существ, которая выступит источником его нравственного сознания как осознания «пространственной и временной целостности человечества через соотнесенность с абсолютными характеристиками человеческого бытия» [1, с. 156].
Библиографическая ссылка
Ярмухаметов Ф.В. РОЛЬ ЭМПАТИИ В НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 11-2. – С. 282-282;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10911 (дата обращения: 22.12.2024).