Извечное стремление человека возвыситься над сущим в акте трансцендирования к должному, к идеалу, составляет нравственную ориентацию личности, ведь сущность его – лишь потенция, требующая своей реализации, она «…не факт, не результат, а процесс, постоянное движение к самореализации, то есть вечное беспокойство, неудовлетворенность сущим» [2, с. 186]. Именно через усмотрение единого полотна социальной жизни, в котором тесно переплетены судьбы всех соучастников земного бытия, человек может ощутить свои нравственные основания – те абсолютные ценности, которые выступают гарантом его самоценности и неприкосновенности. И педагогу в этом процессе научения ребенка распознаванию добра и зла, их противоречивого единства, принадлежит величайшая роль: именно педагог способствует формированию у детей способности к осознанию «пространственной и временной целостности человечества через соотнесенность с абсолютными характеристиками человеческого бытия, коими являются свобода, творчество, любовь, духовность и т.п.» [1, с. 156].
Изначально, по природе своей, человек предрасположен к злу, имея животное начало своего существования: эмоционально нуждаясь в добре, он не может творить его в силу своего несовершенства, несовершенства общества, ведь доброта – качество людей, обладающих сильной волей и разумом. Таким образом, источником зла является природная агрессивность человека как существа живого, животного, плотского. В формировании человеческого начала в человеке, выкорчевывания из него зла и состоит суть нравственного воспитания как окультуривания природного человека.
Библиографическая ссылка
Сайфуллина Ю.Я. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 11-2. – С. 285-286;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10916 (дата обращения: 22.12.2024).