Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

Рогожина Е.А. 1 Иванова В.А. 1
1 Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова в г. Нерюнгри
В статье рассмотрены теоретические концепции и практический опыт диагностики уровня развития социально-бытовых навыков умственно отсталых детей и подростков, предложены методы формирования и коррекции социально-бытовых навыков.
умственная отсталость
социально-бытовые навыки
навыки самообслуживания
культурно-гигиенические навыки
адаптация
коррекция
диагностика
наглядные методы
предметно-практические занятия
1. Боброва В. В., Сюй-фу-шун Н. В., Использование бумажной куклы для формирования навыков самообслуживания у детей с выраженными нарушениями интеллекта // Молодой ученый. – 2015. - № 9. – С. 132-134.
2. В Республиканском реабилитационном центре г. Нерюнгри прошел очередной районный семинар-практикум / Статья от 22 апреля 2016 г. [Электронный ресурс]. https://minmol.sakha.gov.ru/news.
3. Зак Г. Г. Формы социально-бытовой реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях детского дома // Специальное образование. – 2013. - № 3. – С. 56-62.
4. Зак Г. Г., Нугаева О. Г., Шульженко Н. В. Методика обследования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Специальное образование. – 2014. - № 1. – С. 52-59.
5. Мадеева Т. П. Программа «Формирование социально-бытовых представлений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья (для интернатов и специальных коррекционных общеобразовательных школ). – Якутск, 2009. – 32 с.
6. Насибуллина А. Д., Зыкова Н. В., Мелешкина М. С. Роль семейного воспитания в формировании навыков социально-бытовой ориентации у младших подростков с умственной отсталостью // Концепт. – 2014. - №9. – С. 121-125.
7. Никуленко Т. Г. Коррекционная педагогика : Учебное пособие / Т. Г. Никуленко. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 258 с.
8. Пороцкая Т. И. Работа воспитателя вспомогательной школы. Кн. для воспитателя. Из опыта работы. – М. : Просвещение, 1984. – 176 с.
9. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1986. – 192 с.
10. Уфимцева Л. П., Сафонова Л. М. Педагогические средства обеспечения социальной адаптации подростков с выраженной степенью умственной отсталости // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2009. - № 1. – С. 52-58.
11. Холодова Н. С. Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью / Статья. [Электронный ресурс]. http://festival.1september.ru/articles/642565/.
12. Шипицина Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Речь, 2005. – 477 с.

Формирование и развитие социально-бытовых навыков у детей с тяжелой и средней степенью умственной отсталости – очень сложный процесс, значительно отличающийся от аналогичного процесса у детей с нормальным интеллектуальным развитием.

Социально-бытовые навыки – это совокупность специфических навыков, вменяемых обществом человеку в различных ситуациях как обязательные.

К социально-бытовым навыкам относят навыки социального характера: самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, и навыки бытового характера: умение одеваться, убирать за собой и другие [3, с. 56].

Формирование и развитие социально-бытовых навыков у умственно отсталых детей непосредственно связано с их психическими процессами, развитием моторики, двигательной активностью.

Исследовав подходы различных авторов к определению понятия умственной отсталости можно прийти к выводу, что под умственной отсталостью следует понимать стойкое нарушение познавательной деятельности, полученное вследствие органического поражения головного мозга, вызванного наследственными или приобретенными факторами.

В практике дефектологии и коррекционной педагогики, а также здравоохранения выделяют четыре степени умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую, глубокую [9, с. 13]. Исходя из определения умственной отсталости, ключевыми признаками ее считают стойкость нарушений познавательной деятельности, необратимость нарушений психических процессов и их необратимость [7, с. 258].

Специальная коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми, развивающая социально-бытовые навыки – залог того, что они становятся способными к выполнению определенных социальных функций. Развитие социальных навыков поэтому напрямую связано с социальной реабилитацией детей в среде.

В теории коррекционной педагогики и психолого-педагогической практике не существует универсальных методов исследования развития социально-бытовых навыков у умственно отсталых детей. Критерии определения степени их развития у таких детей очень гибкие и зависят не только от возраста ребенка, но и от характера заболевания.

Для изучения социально-бытовых навыков применяется методика Л. М. Шипицыной, которая предлагает изучать состояние социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций непосредственно при обследовании самих детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. С этой целью составляется специальная схема обследования, включающая в себя следующие методы: беседа и наблюдение [12, с. 85-91].

Также для изучения социально-бытовых навыков у умственно отсталых детей применяется более подробная методика Г. Г. Зак и В. В. Коркунова.

Поскольку формирование каждого навыка сопряжено со включением ребенка в определенную жизненную ситуацию, с неизбежностью овладения предметными действиями, с необходимым для их осуществления уровнем развития двигательной сферы (мелкой моторики), данная методика направлена на изучение социально-бытовых навыков, знаний детей о себе и о предметах окружающего мира, а также изучение мелкой моторики рук [4, с. 52-59].

Формирование и коррекция социально-бытовых навыков у детей с тяжелой степенью умственной отсталости требует специальных психолого-педагогических методов: систематические практико-игровые упражнения по методу Т. И. Пороцкой, беседы, сюжетно-ролевые игры, ситуативно-наглядные упражнения по методу Л. П. Уфимцевой, дидактические игры, предметно-практические занятия, моделирование ситуаций по методу Н. С. Холодовой, игровой метод с использованием бумажной куклы по методу В. В. Бобровой, коррекционно-развивающие занятия и тренинги по методу Т. П. Мадеевой, метод агротерапии Т. К. Балдуновой.

В условиях вспомогательных школ и школ-интернатов в советское время использовались наглядные и трудовые методы обучения социально-бытовым навыкам, методы игры, сравнения с использованием соревновательных элементов [8, с. 67-69].

Для развития социально-бытовых навыков в условиях воспитания умственно отсталых детей дома или в специальных школах, можно применять программу, разработанную Л. П. Уфимцевой и Л. М. Сафоновой.

Авторы предлагают методику обучения детей с высокой и умеренной степенью умственной отсталости, имеющие низкий или средний уровень развития социально-бытовых навыков, ранее не обучаемых и слабо приспособленных к деятельности в быту и посильному домашнему труду [10, с. 52-58].

Опыт работы воспитателей умственно-отсталых детей в специальных школах-интернатах по формированию социально бытовых навыков представлен в отчете Н. С. Холодовой. Для формирования и развития социально-бытовых навыков у умственно отсталых детей среднего и старшего школьного возраста в данной методике используются такие формы обучения социально-бытовой ориентации, как предметно-практические занятия, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, моделирование реальных ситуаций, произведения художественной литературы [11].

В. В. Боброва предлагает для формирования и развития социально-бытовых навыков по направлению самообслуживания у дошкольников и младших школьников с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости использовать дидактический игровой метод «Бумажная кукла», которую используют как дидактическое средство [1, с. 1032-1034].

Опыт Республики Саха (Якутия) по формированию и закреплению социально-бытовых навыков умственно отсталых детей и подростков консолидируется в программе Т. П. Мадеевой (г. Якутск) для интернатов и специальных коррекционных общеобразовательных школ.

Обучение воспитанников социально-бытовым навыкам по программе Т. П. Мадеевой производится по следующим разделам: безопасность жизнедеятельности, жилые помещения, культура поведения и общения, одежда и обувь, ориентирование в окружающем мире, отдых и досуг (я и мое свободное время), охрана здоровья и физическое развитие, питание, природа.

Организация работы по формированию социально-бытовых навыков умственно отсталых детей реализуется в следующих формах: коррекционно-развивающие занятия, дидактические, имитирующие и сюжетные игры, беседы, тренинги, прогулки, походы, экскурсии, практические занятия, наблюдения, чтение книг, просмотр кино и видеоматериалов, общение со сверстниками и участие в конкурсах.

Среди методов воспитательного действия ведущее место занимают практические и наглядные методы воспитания, такие как объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ, работа с таблицами, тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, шаблонами, буклетами), репродуктивные (работа по образцам), частично-поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, использование развивающих игр), предметно-практические методы, Система специальных коррекционно-развивающих методов, методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование), методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение), методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценки) [5, с. 14-16].

В Нерюнгринском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья для формирования и коррекции социально-бытовых навыков у детей и подростков с умственной отсталостью поводятся занятия по методу кондуктивной педагогики на тему «Большая стирка» (В. Р. Пустовая), занятия по методу агротерапии «Цветочный мир» (Т. К. Балдунова) [2].

А. Д. Насибуллина предлагает при развитии навыков социально-бытовой ориентации умственно отсталых детей, воспитывающихся родителями, а не в школах-интернатах, побуждать родителей принимать активное участие в мотивации обучения ребенка и развитии его познавательной сферы [6, с. 121-125].

Формируя социально-бытовые навыки у умственно отсталых детей, родители должны повседневно мотивировать ребенка на овладение новыми действиями (пусть и элементарными), создавать ситуацию успеха, повышать у ребенка познавательный интерес.  Родителям необходимо понимать, что семья в данном случае выступает примером для подражания. Важно, чтобы родители, близкие родственники часто беседовали с ребенком, показывали положительный пример поведения и общения, привлекали ребенка к помощи по дому, демонстрировали наглядные примеры при закреплении социально-бытовых навыков.

Таким образом система психолого-педагогического опыта в России и Республики Саха (Якутия) по формированию и коррекции социально-бытовых навыков представляет собой целенаправленную организацию деятельности детей по усвоению ими необходимых в жизни социально-бытовых знаний и умений, использующую такие методы, как наглядно-практические, дидактические, сюжетные, словесные. В процессе специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке умственно отсталые дети получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в социальной среде.


Библиографическая ссылка

Рогожина Е.А., Иванова В.А. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-2. – С. 183-185;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10925 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674