Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Панасюк Г.А. 1 Иванова В.А. 1
1 Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова в г. Нерюнгри
В данной статье рассмотрено понятие адаптации, степени адаптации, особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении, представлены основные направления в работе специалистов ДОУ с детьми и родителями в адаптационный период.
адаптация
ранний возраст
обучение
развитие
дошкольное образовательное учреждение
педагогика
ребенок
ранний возраст
воспитатель
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М. : Психотерапия, 2005. – 244 с.
2. Глебова С.В. Детский сад - семья : аспекты взаимодействия: практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. - Воронеж : ТЦ «Учитель», 2005. - 111 с.
3. Ежова О.Ю. Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 2013 г. // Открытый урок. Первое сентября // [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles
4. Иванова А.Н., Николаев Е.В. Использование нетрадиционных методов в работе по адаптации детей раннего возраста в ДОУ // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 12 (часть 2) - С. 189-191. Режим доступа : http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9038
5. Кознова Н.А. Использование нетрадиционных методов и приемов при адаптации в ДОУ детей раннего возраста. [Электронный ресурс] // Социальный проект для работников дошкольного образования и родителей - Maaam.ru. - 2013 г. Режим доступа : http : //www.maam.ru/detskijsad
6. Конкина Т.И. Роль игры в адаптационный период с детьми раннего возраста. [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru 2013 г. Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/08/09/metodicheskaya-razrabotka-rol-igry-v-adaptatsionnyy-period-s-detmi
7. Кривоножкина И.Д. Приемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru 2012 г. Режим доступа : http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/09/22/priemy-adaptatsii-detey-rannego-vozrasta-k-usloviyam-dou
8. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Проблемы маленького ребенка. - СПб. : Издательство «Речь», 2002. - 192 с.
9. Моторина Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации к условиям дошкольной образовательной организации у детей, характеризующихся тяжелой степенью его протекания // Научный поиск. - 2015. - № 33. - С. 70-72.
10. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание, 2003. - № 2. - С. 14-16.
11. Романова О.Л. Адаптация детей раннего возраста к условиям // Открытый урок «Первое сентября» 2008 - 2009 уч.г. Режим доступа: http:// festival.1september.ru/articles
12. Савчина М.Д. Психологическое сопровождение взаимодействия родителей и детей 1-3 лет как фактора успешной адаптации к дошкольному образовательному учреждению // Вестник Коми государственного педагогического института. - 2010. - № 8. - С. 126-133.
13. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. – Волгоград: Учитель, 2014. – 203 с.
14. Скворцова О.С. Адаптация ребенка к условиям ДОУ посредством нетрадиционного рисования [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru 2016 уч. г. Режим доступа : http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/08/24/adaptatsiya-rebenka-k-usloviyam-dou-posredstvom-0
15. Шабан О. В. Влияние стиля семейного воспитания на адаптацию детей раннего возраста к детскому саду // Вестник экспериментального образования. - 2015. - № 1.- С. 19-23.

Вопросы адаптации детей раннего возраста к образовательному учреждению, на наш взгляд, всегда будут актуальны как для родителей, так и специалистов, в связи с постоянно меняющимися условиями образовательной среды.

Ряд авторов, таких, как Н. М. Аксарина, Л. Г. Голубева, И. В. Дубровина, Д. Журавлев, А. М. Прихожан и др., указывают, что: «переход из семьи в детский сад является важным этапом в жизни ребенка раннего возраста. Поступление малыша в дошкольное образовательное учреждение сопровождается адаптацией» [цит. по: 13, с. 24].

В традиционном понимании, адаптация ребенка раннего возраста представляет собой процесс и результат согласования ребенка с новой обстановкой дошкольного образовательного учреждения, со структурой отношений, как с воспитателями, так и со сверстниками, установления соответствия поведения, принятым в группе нормам и правилам. Дошкольное образовательное учреждение является институтом социализации детей на первой ее стадии, а группа сверстников представляет собой микроформу общества, где ребенок дошкольного возраста знакомится с социальными нормами, приобретает определенные социальные навыки взаимодействия с окружающим его миром.

А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский отмечают, что «на момент поступления в ясли у детей раннего возраста уже имеются различия в способности к приспособлению» [цит. по: 12, с. 126].

С другой стороны, согласно Н. М. Аксариной адаптация определяется как: «медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьей и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса» [цит. по 8, с. 43].

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптивность) или негативным (стресс) результатам. При этом выделяют два основных критерия успешной адаптации: «внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования)» [1, с. 5].

В. С. Мухина выделяет три фазы адаптационного процесса:

1. «Острая фаза или период адаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, снижению аппетита, нарушению сна, регрессу в речевом развитии.

2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, а все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами.

3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети в конце года, преодолевают задержку развития, начинают ориентироваться и вести себя спокойнее» [9, с. 34].

В соответствии со степенью тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода С. В. Глебовой выделяются следующие виды адаптации:

1. «Легкая адаптация – при легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение двух недель, аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1-2 недели, у ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям, речь может затормаживаться, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. Заболеваемость не более одного раза, без осложнений. Сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного.

2. Адаптация средней тяжести – во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное плачь, крик при расставании и встрече. Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Заболеваемость не более двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношении со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи (диатез) – в течение 2-х недель. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации. Сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса.

3. Тяжелая адаптация – ребенок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребенка, направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик, агрессивно-разрушительные реакции, двигательный протест), либо активность отсутствует при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность). Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Может иметь место задержка речевого развития. Заболевания – более 3-х раз, длительностью более 10-ти дней. Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. Может замедляться рост и прибавка в весе. Нервная система длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся привычки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма» [2, с. 41].

Как считает Н. В. Моторина, одним из факторов, оказывающее негативное влияние на течение адаптационного периода можно отнести следующие:

1. «Склонность матерей к гиперпротекции (матери уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание ребенка становится центральным делом их жизни).

2. Стремление к потворствованию (стремление матери к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей своего ребенка):

а) недостаточность по отношению к своим детям санкций, запретов и требований;

б) дефицит возлагаемых на ребенка обязанностей;

в) наличие симбиотической связи матери;

г) стремление к чрезмерной заботе и излишняя концентрация на ребенке;

д) неуверенность матери в родительских способностях;

ж) стремление матери к телесному контакту;

з) тесная эмоциональная связь» [9, с. 70].

Исходя из вышесказанного, можно сказать что процесс адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

Опыт специалистов, указывает на общие принципы работы по адаптации детей к условиям ДОУ, среди которых можно выделить следующие.

1. Постепенное заполнение групп (прием 2-3 ребенка в неделю).

2. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2-3 часа, возможность пребывания с мамой).

3. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).

4. Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малыша привычек.

5. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется «адаптационный лист»).

На сегодняшний день отсутствуют единые, принятые в психолого-педагогическом сообществе, методы сопровождения детей в период адаптации, в связи с чем, участникам этого процесса необходимо самостоятельно подобрать методы, способствующие успешному процессу адаптации. Так, нами был изучен опыт работы специалистов РФ и РС (Я), который позволил выделить два основных направления работы специалистов ДОУ в период адаптации – работа с детьми, и работа с родителями.

В соответствии с ведущим видом деятельности ребенка, ведущими методами являются игротерапия и изотерапия. Игротерапия – это одна из разновидностей арт-терапии, являющаяся психотерапевтическим методом, который базируется на применении ролевой игры в качестве одной из наиболее интенсивных методик воздействия на личностное развитие. Изотерапия - лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством. Информационно-просветительская работа с родителями реализуется через родительские клубы, игротеки, совместные адаптационные игры.

Рассмотрим обобщенный нами опыт более подробно.

Т. И. Конкина (педагог-психолог, г. Рязань) в своей работе применяет игры, направленные на сближение детей друг с другом и педагогом «Давайте познакомимся», «Раздувайся, пузырь!», «Лови – лови!» [6].

И. Д. Кривоножкина (воспитатель, г. Асбест) использует для успешной адаптации детей игры, направленные на формирование эмоциональных контактов «ребенок - взрослый» и «ребенок - ребенок», «Иди ко мне», «Пришел Петрушка», «Покружимся», «Прячем мишку», «Солнечные зайчики», «Покатаемся на лошадке» и др. [7].

О. Ю. Ежова (воспитатель, г. Верх-Нейвинский, Свердловская область) в своей работе применяет игровые методы взаимодействия с ребенком «Дай ручку!», «Хлопаем в ладоши!», «Платочек» и другие [3].

О. Л. Романова (педагог-психолог, г. Апатиты, Мурманская область) считает, что «наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме» [11].

Н.А. Кознова (педагог-психолог, г. Нерюнгри, РС (Я)) в своей работе делает акцент в выборе сенсорных и моторных игр. И применяет такие игры, как: «Водные игры», «Мыльные пузыри», «Пескотерапия», «Тестопластика», «Пальцевая живопись» [5].

О. С. Скворцова (воспитатель, г. Кострома), в работе использует определенные техники рисования - рисование пальчиком, ладошкой, ватной палочкой, печать трафаретом, рисование мелками и другие приемы. Занимаясь художественной деятельностью, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы, учится ориентироваться в новой для себя ситуации» [14].

А. Н. Иванова, Е. В. Николаев (доцент ТИ (ф) СВФУ, г.Нерюнгри, РС (Я)), полагают, что в работе с детьми раннего дошкольного возраста целесообразно воспитателям и педагогам наряду с игровыми методами использовать нетрадиционные методы. Рекомендуют использовать шумовые игрушки, водные игры, мыльные пузыри, тестопластику, рисование ладошкой, пальцами. Как полагают педагоги: «эти методы хорошо использовать для того, чтобы уменьшить невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство, боязливость в новых ситуациях» [4, c. 190].

А. Н. Тютина (воспитатель, г. Козьмодемьянск) предлагает интересный и полезный опыт по адаптации детей. В рамках дополнительного образования в первой половине дня она проводит совместные занятия для малышей, где мамы становятся партерами педагога и активно участвуют в работе с ребенком. Опыт педагога показывает, что «после таких занятий ребенок, впервые приходящий в группу без мамы, эмоционально благополучен, а сам процесс адаптации значительно укорачивается по сравнению с адаптацией других детей» [15].

Н. М. Сертакова к новым формам вовлечения родителей во взаимодействие с дошкольным образовательным учреждением относит «Игротеку», которая разделена на три направления:

- «Посмотрите как играем». Родители наблюдают за детьми, это направление особенно актуально в первые дни посещения ребенком детского сада;

- «Поиграй со мной». Участие родителей в совместной деятельности детей. Родители активно чувствуют в этом направлении. В ходе данного направления родители активно знакомятся и являются участниками воспитательного процесса. В процессе адаптации у детей возникают доверительные отношения к взрослым, что помогает психологически адаптироваться к дошкольному учреждению;

- Портфолио семьи. Это одна из новых технологий, но именно она позволяет ребенку почувствовать себя частью большой и дружной семьи, родителям - систематизировать и обобщить положительный опыт семейного воспитания, обратить внимание на проблемы и трудности и своевременно найти пути их решения, педагогу - помогает найти точки соприкосновения для сотрудничества с родителями [10, с. 165-166].

Одной из форм сотрудничества может являться родительский клуб. Его участниками являются родители (законные представители) групп раннего возраста. Данная форма общения направлена на установление доверительных отношений между педагогами и родителями (законными представителями). Тематика мероприятий планируется с учетом интересов и запросов родителей, по результатам анкетирования. В рамках клуба могут проходить следующие мероприятия: Цикл занятий «Школа для родителей». Это совместные мероприятия родителей с детьми по различным направления: «Музыкальная шкатулка» (музыкально-эстетическое развитие), «Мой веселый, звонкий мяч» (физическое развитие), «Развиваем пальчики - тренируем речь» (речевое развитие); Родительская гостиная «За здоровьем всей семьей»; видеосалон «Один день из жизни детского сада» (родителям предоставляется возможность познакомиться с педагогическим процессом); Родительская конференция «Триада здоровья».

Таким образом, проанализировав опыт работы специалистов РФ и РС (Я) по адаптации детей раннего возраста в ДОУ мы делаем вывод, что использование таких методов, как игротерапия, изотерапия эффективно воздействуют даже при тяжелой адаптации детей в дошкольном учреждении.

Необходимым условием для эффективного прохождения процесса адаптации детей к детскому образовательному учреждению является продуманная система педагогических воздействий. Воспитатель должен помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе, найти общий язык со сверстниками.

Таким образом, мы видим, что для адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, необходимо использовать методы и приемы, такие как игротерапия, арттерапия, работа с родителями.


Библиографическая ссылка

Панасюк Г.А., Иванова В.А. НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-2. – С. 221-224;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10935 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674