В условиях рыночной экономики в Казахстане произошли коренные изменения в экономической и хозяйственной сфере, изменились отношения собственности. Стихийно складывающиеся на рынке цены, без учета социальной и экологической составляющей, стали давать. неправильную информацию о ценности ресурсов и объектов окружающей среды. Особую актуальность кадастрам природных ресурсов, правовому регулированию отношений по их ведению придает использование экономических нормативов длительного действия в интересах установления платы за природные ресурсы. Казахстан богат природными ресурсами, однако «несмотря на это, мы не можем обеспечить наши внутренние потребности на протяжении уже ряда лет. Это следствие системы распределения, которая была создана в советский период, а также отсутствия у нас необходимой инфраструктуры» [1,25-26]. С учетом этого наследия, а также происходящих изменений, задачей первостепенной важности является укрепление государственно-правового механизма регулирования в области охраны окружающей среды, в функционировании, которого особое место занимает кадастровая деятельность. Ведение кадастров природных ресурсов приобретает особую актуальность в связи с законодательным закреплением рыночных преобразований, введением права частной собственности на землю, платности использования природных ресурсов. Одним из важнейших условий успешного функционирования прав на землю и другие природные ресурсы в гражданском обороте является возможность получения субъектами данных правоотношений соответствующей информации о природном, хозяйственном и правовом положении этих ресурсов в Республике Казахстан. В современных условиях процесс формирования отвечающей современным требованиям кадастровой системы, включая и само законодательство в данной сфере, находится в стадии становления. Правовое регулирование ведения кадастров природных ресурсов зачастую носит фрагментарный характер, и больше осуществляется на ведомственном уровне, что на практике порождает остаточный принцип в реализации правовых предписаний в области ведения кадастров природных ресурсов.
Целью исследования является анализ теоретических вопросов осуществления кадастровой деятельности, изучение действующего законодательства в области ведения кадастров природных ресурсов, выявление его пробелов и недостатков, разработка рекомендаций и предложений, направленных на совершенствование кадастровой деятельности в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
Определение места норм о природоресурсовых кадастрах в системе современного права имеет важное значение, так как это необходимо для выяснения их роли в регулировании кадастровых отношений, в организации и ведении хозяйства, в осуществлении использования и охраны природных ресурсов. Но, прежде чем мы определим это место, необходимо выяснить, что же следует понимать под системой права.
Система - это целостное множество взаимосвязанных элементов, объединенных по содержательным признакам, что позволяет ей выступать по отношению к другим системам как единое целое. Иногда под системой понимают совокупность элементов (любой природы), имеющую тот или иной вид упорядоченности по определенным свойствам и связям и обладающую относительно устойчивым единством, которое характеризуется внутренней целостностью, выражающейся в относительной автономности поведения и (или) существования этой совокупности в окружающей среде.[2, 11-12]
Для системы характерно наличие нескольких (или множества) элементов. Там, где нет хотя бы двух частей, нет и системы. Элементы ее не случайное скопление, лишенное каких-либо черт внутренней организации. Они определенным образом взаимодействуют. Однако не всякое их взаимодействие ведет к возникновению системы. Для ее организации необходимо наличие двух видов совместимости: совместимость однопорядковых элементов как обязательное условие взаимодействия; совместимость отдельно взятого элемента со всеми другими.
Самое главное в характеристике системы — это не количество содержащихся в ней элементов, а установление степени организованности системы. Один объект, включив в себя множество элементов, может не быть системой, в то время как другой, состоя из двух-трех элементов, может выступать как система, обладающая качественной определенностью. Это зависит от характера связи между элементами, которая в возникшей системе является настолько тесной, что нередко изменение одного из элементов сопровождается изменением другого. Именно в силу такого тесного взаимодействия различных частей система выступает по отношению к внешней среде как нечто единое. Отсюда основное для системы — это упорядоченность ее, то есть качественная сторона. Поэтому без установления того, соответствует ли элемент целому, может ли он объединяться с другими частями целого, невозможно образовать систему. Существуют различные способы познания взаимосвязи и взаимодействия ее элементов. Одним из таких путей является раскрытие состава исследуемого объекта, то есть определения его структуры - способа и характера связи (взаимодействия) элементов между собой. [2, 15-16]
Применительно к нашему исследованию, чтобы познать систему права, нам необходимо определить ее структуру - подразделение ее на отрасли, а отраслей на институты. Правильное применение понятия системы, системный подход к познанию правовых явлений исключительно важны, поскольку позволяют вскрыть внутреннее единство права, органическую взаимосвязь и гармоничное взаимодействие составляющих его частей.
Итак, система современного экологического права - это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов, норм экологического права, решений экологических организаций, решений органов управления в сфере экологии, и правовых институтов.
Рассмотрим систему экологического права как отрасли права, ее первооснову составляет правовая норма - общее правило, установленное для неопределенного круга лиц и рассчитанное на неоднократное применение. В зависимости от круга регулируемых общественных отношений эколого-правовые нормы объединяются в институты, которые в свою очередь входят в отрасль.[3,36] По мнению Казьминского И.Ф. и Сырых В.М институт права - это система взаимосвязанных норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность общественных отношений или какие-либо их компоненты, свойства.[4, 66]
Природа и особенности правового института могут быть правильно поняты если исходить из того, что это - такая общность норм - предписаний, которая в свою очередь является элементом следующего главного подразделения - отрасли права. С рассматриваемой точки зрения правовой институт есть основа отрасли права, «первичное, самостоятельное структурное подразделение отрасли, первая и наиболее важная ступень в формировании отрасли, где правовые нормы группируются ... по их юридическому содержанию». Юридические нормы образуют отрасль права не непосредственно, а через институты [4, 71].
Правовой институт - это система взаимосвязанных правовых норм, регулирующих относительно обособленную группу однородных общественных отношений. Каждый правовой институт имеет свои особенности, характерные черты, определяемые своеобразием регулируемых им общественных отношений, и объединяет все относящиеся к этим отношениям правовые нормы, что имеет большое практическое значение. По мнению Алексеева С.С: «Правовые институты нацелены на регламентирование определенного участка общественных отношений данного вида или рода: отдельной их разновидности, общей стороны отношений ряда видов, их элементов и т.д.». [5, 119] По мнению Керимова Д.А., понятие правового института определяет как «совокупность правовых норм соответствующей отрасли права, признанных регулировать с требуемой детализацией типичное отношение». [6, 142].
Определение государственных кадастров природных ресурсов предусмотрено в Экологическом законодательстве Республики Казахстан. В соответствии со статей 149 Экологического Кодекса Республики Казахстан государственные кадастры природных ресурсов представляют собой систематизированный свод информации о количественных и качественных показателях природных ресурсов в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан. [7] Объектами Единой системы кадастров являются составные части окружающей среды: земля, вода, лес, почва, недра, растительный и животный мир в их взаимодействии.
Единая система кадастров ведется уполномоченным органом в области охраны окружающей среды совместно со специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими мониторинг соответствующих видов природных ресурсов, на основе данных учета состояния и использования природных ресурсов. Система государственных кадастров природных ресурсов содержит в цифровом виде на каждый учетный кадастровый объект документальные сведения о его состоянии с указанием географической привязки и организационно-правовой формы. Основными принципами ведения Единой системы кадастров являются:
1) единство технологии обработки и предоставления кадастровой информации;
2) применение автоматизированных информационно-коммуникационных технологий;
3) объективность пополнения и обновления информации.
Нормы о кадастрах природных ресурсов не могут рассматриваться как самостоятельный институт экологического права. Хотя данная совокупность норм имеет собственное законодательное оформление, свой спектр деятельности, но подчинена она выполнению общей управленческой цели в области экологии.
Правовые нормы о природоресурсовых кадастрах - как самостоятельный правовой институт находятся соответственно внутри института Государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды и природопользования. К такому выводу мы пришли исходя из того, что деятельность по ведению кадастров природных ресурсов является одной из важнейших функций государственного управления в области экологии. Кроме того, данная функция управления как часть управленческой деятельности в сфере экологии сама является важным компонентом института государственного регулирования в области охраны окружающей среды. По нашему мнению, правовой институт природоресурсовых кадастров является неотъемлемой составной частью отрасли экологического права и входит в комплексный институт государственного регулирования, который как было указано выше, является важнейшим компонентом всей эколого- правовой науки в целом.
На основании вышеизложенного, на наш взгляд, в условиях современного политического и экономического развития общества возникла необходимость разработки и принятия Закона Республики Казахстан «О кадастрах природных ресурсов». По нашему мнению, принятие данного закона необходимо для укрепления правового и социального статуса ведения природоресурсовых кадастров, как одной из важнейших для нашего государства хозяйственно-организаторских функций в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
Библиографическая ссылка
Ильясова М.Т., Акимжанова М.Т. РОЛЬ ПРАВОВЫХ НОРМ О КАДАСТРАХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-2. – С. 235-237;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10939 (дата обращения: 21.11.2024).