Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ КАТЕГОРИЙ «ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ» И «ПАТРИОТИЗМ»

Ключенко А.Н.
Формирование гражданственности и патриотизма как ценности возможно при комплексном подходе к организации образовательного пространства как интерактивной среды, сформированной вокруг какой-либо единой идеи. Такая среда является совокупностью благоприятных условий, стимулирующих мотивацию к патриотически направленной деятельности студентов, которые одновременно являются ее участниками, инициаторами, организаторами и пропагандистами.

Патриотизм и гражданственность рассматриваются нами как сложные психологопедагогические феномены, имеющий сложную многогранную структуру. Такой подход позволяет трактовать патриотизм как нравственный принцип, как установку, как личностное качество, как состояние, как результат воспитания, как поведенческую модель, как ценность. Содержательная и сущностная характеристика патриотизма имплицитно существует в идеях народной традиционной культуры, и находит свое выражение в народных праздниках, обрядах, традициях. Патриотизм следует также рассматривать как социально-психологическую составляющую социальной идентичности и социальный консолидирующий фактор.

Формирование черт патриотичной личности, по нашему мнению, связано с долговременным процессом социализированного развития у личности целого комплекса положительных психосоциальных качеств на основе акцентуации в сознании духовно-нравственных и историко-культурных составляющих позитивного эмоционального и мировоззренческого отношения к родине. При этом патриотизм предполагает единство духовной основы личности с прошлым и культурой своей страны, готовностью участвовать в решении встающих перед обществом проблем.

Формирование гражданственности - стадиальный процесс, затрагивающий глубинные личностные структуры и определяющий, в конечном счете, нравственную самоидентификацию. Гражданственность, на психологическом уровне представляет собой единство установок и действий субъекта, определенным образом структурированное содержание знаний о социуме, мире и себе, реализуемое только в ситуациях принципиального выбора. Готовность личности к гражданскому действию формируется на протяжении всей жизни человека. Гражданственность как особая форма чувств, морали и сознания формируется у каждого человека не сразу, а постепенно, по ходу социализации личности и накопления жизненного опыта.


Библиографическая ссылка

Ключенко А.Н. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ КАТЕГОРИЙ «ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ» И «ПАТРИОТИЗМ» // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 9. – С. 156-157;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=1099 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674