Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РЕАЛИЗАЦИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГИСТОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ КАЗАХСТАНА

Куркин А.В. 1 Юй Р.И. 2 Есимова Р.Ж. 3 Кикимбаева А.А. 1 Барышев Б.Б. 1
1 АО «Медицинский университет Астана»
2 Национальный медицинский университет им С.Д. Асфендиярова
3 Карагандинский государственный Казахский медицинский университет
Медицинское образование в Республике Казахстан имеет 10-летний опыт интегрального модульного обучения студентов 3 курса по специальности «Общая медицина». Оно обеспечивает переход на более высокий уровень изучения базовых дисциплин, делает их максимально ориентированным на будущую специальность. В статье представлен анализ клинической направленности преподавания гистологии по основным направлениям учебного процесса. Обсуждаются интерактивные технологии обучения в лекционном курсе, практических занятиях, СРСП и итоговом контроле знаний. Показано, что гистология дает ключ к пониманию процессов, приводящих к развитию заболеваний, а также способствуют формированию клинического мышления
гистология
клиническая направленность преподавания
1. Баринов Э.Ф. Проблемы реализации лекционного курса при модульной технологии обучения на теоретических кафедрах медицинских вузов // Морфология. – 2010. – Т. 138, № 6, – С. 76–77.
2. Куркин А.В., Рыбалкина Д.Х. Междисциплинарная интеграция в преподавании гистологии в медицинсках вузах Республики Казахстан // Морфология. – 2012, – Т.141, №.1. – С. 85–87.
3. Миндубаева Ф.А., Гитенис Н.В., Евневич А.М., Салихова Е.Ю., Харисова Н.М. Опыт использования современных образовательных технологий в медицинском образовании // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 8. – С. 26–28.
4. Одинцова И.А. Преподавание гистологии, эмбриологии, цитологии в условиях реформирования высшей школы // Морфология. – 2013. – Т. 143; № 3. – С. 81–84.
5. Шевлюк Н.Н., Стадников Ф.Ф. Роль лекционной формы преподавания морфологичеких дисциплин в медицинском вузе в условиях перестройки высшего медицинского образования.История и современные проблемы // Морфология. – 2012. – Т.141, №. 6. – С.87–90.

Анализ различных аспектов совершествования методов обучения и преподавания гистологии является актуальным предметом обсуждения морфологами стран постсоветского пространства [1,5]. В странах НСГ преподавание гистологии осуществляется на 2–3 семестрах без горизонтальной интеграции с клиническими дисциплинами [4]. В медицинских университетах Республики Казахстан для формирования компетентности «Биомедицинские знания» в процессе обучения студентов кардинально изменились технологии обучения фундаментальным дисциплинам [2,3]. С 3 курса по специальности «Общая медицина» обучение проводится по интегрированной программе, объединяющей материал фундаментальных и клинических дисциплин, что обеспечивает переход на более высокий уровень изучения базовых дисциплин, делает их максимально ориентированным на будущую специальность. В нашем сообщении приводится анализ реализации клинической направленности преподавания гистологии в Карагандинском госмедуниверситете (КГМУ), медицинском университете Астана (МУА), Казахском национальном медицинском университете (КазНМУ) им С.Д. Асфендиярова.

Результаты исследования и их обсуждение. В вузах для студентов 3 курса специальности «Общая медицина» введено интегрированное расписание лекций и практических занятий по 8 системам (дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, опорно-двигательной, нервной, кроветворной, мочеполовой, эндокринной). Оно рационально сочетает последовательность изучения базовых биомедицинских и клинических дисциплин. Студенты получают более целостные знания об морфофункциональных и патологических аспектах развития основных синдромов, использовании пропедевтических визуальных приемов их диагностики, фармакотерапии.

На кафедрах гистологии создана обширная база мультимедийных демонстрационных средств для лекционного курса и практических занятий: компьютерные изображения микроскопических препаратов и таблиц. Разработаны и широко используются инновационные методы обучения (проблемно-ориентированное обучение, методика малых групп, решение ситуационных задач и т.д.) в ситуациях, максимально имитирующих профессиональные.

Основой проблемного обучения является создание проблемных, клинических сутуаций, так как их разрешение способствует формированию клинического мышления будущего врача. Одним из таких методов обучения,,который используется в вузах, является кейс-метод. Это интерактивная технология обучения,на основе реальных или вымышленных ситуаций. .

Термин «кейс-метод», «кейс-технология» означает: 1 – описание и рассмотрение конкретной практической ситуации из практики будущей деятельности студентов, т.е. использование методики ситуационного обучения «case-study»; 2 – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых студентам для самостоятельной работы.

Сase – пример, взятый из реальной жизни, профессиональной среды, представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию . Кейсы можно использовать как на практических занятиях, так и во время СРСП . Студентам предлагается осмыслить клиническую ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, необходимых при разрешении данной проблемы. Занятия с использованием кейс – технологии позволяют не только дать студентам знания, но и обеспечить формирование и развитие у них творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Данный метод способствует повышению у студентов мотивации как непосредственно к учебе, так и к профессиональной деятельности. В КазНМУ разбор кейсов проводится на занятиях по СРСП, после тщательного теоретического разбора темы на практических занятиях. Следует отметить, что в настоящее время на кафедрах создан банк клинических задач по всем темам практических занятий по гистологии.

Одним из методов обучения, позволяющим развить у студентов навыки не только работы в команде, но и способствовать клинической направленности преподавания, является проведение занятий в формате TBL Например, на кафедре гистологии КГМУ в формате TBL проводятся занятия по теме «Форменные элементы крови». Предварительно была проведена большая подготовительная работа по обеспечению данного занятия методическими рекомендациями, тестами для индивидуального и группового тестирования, электроннограммами и рисунками форменных элементов крови, клиническими задачами, данными анализов крови, описаниями электроннограмм, На занятиях использовалось мультимедийное оборудование. В ходе проведения практических занятий студенты были разделены на команды по 5–7 человек. Малые группы студентов взаимодействуют как команды, применяя содержание предмета к решению простых и сложных проблем и используя обратную связь с преподавателем как с экспертом по данному предмету. Обучаемые постепенно превращаются в активных членов команды. у них формируются навыки применения знаний для решения задач различной сложности. Интерпретируя данные электронограмм форменных элементов крови, студент должен определить объект, сделать его описание на световом уровне и объяснить его функциональное значение. Анализируя данные гемограмм и лейкоцитарной формулы выяснить возраст исследованного,диагностировать такие изменения как тромбоцитопению, сдвиг лейкоцитарной формулы влево, эозинофилию и сформулировать тактику врача при данных состояниях периферической крови. Командно-ориентированное обучение, является хорошей альтернативой пассивным формам проведения занятий; не требуя дополнительного оборудования и персонала, развивает коммуникативные навыки, способствует лучшему освоению учебного материала, чем работа в одиночку, и благоприятствует развитию и совершенствованию как поведенческих, так и профессиональных навыков.

В связи с интегрированным обучением студентов в ходе лекций находят применение клинические задачи, имеющие место в практике врача. На этих лекциях создается более благоприятный эмоциональный настрой аудитории, делающий эффективнее сотрудничество лектора и аудитории, повышающий положительную мотивацию студентов к усвоению изучаемого материала. Межкафедральная интеграция лекционного материала достигается 2 путями. В одном из них, лекцию читают представители медикобиологических и клинических дисциплин. Например, тема лекции «Морфофизиологические особенности и методы физикального исследования органов дыхания». В начале лекции приведена клиническая задача, приводятся вопросы,которые должны быть освещены в лекции, затем последовательно на микро- и ультраструктурном уровнях дается характеристика воздухоносных путей и респираторного отделов легких (гистология), этапы дыхания (физиология), методы физикального исследования легких (пропедевтика внутренних болезней). Другой вариант лекции по гистологии заключается в использовании клинических задач при изложении материала. Например, по теме «Гистофизиология гипоталамо-гипофизарной системы» приводится нижеследующая клиническая задача. Далее студенты в качестве обратной связи отвечают на сформулированные вопросы. Пациент 35 лет, в течение 3 лет отмечает изменение черт лица, ощущение большого языка, увеличение размеров перчаток и обуви. Появились головные боли распирающего характера, периодически повышается артериальное давление до 150\90, гипотензивная терапия мало эффективна. На КТ головного мозга – турецкое седло расширено, гипофиз увеличен в размерах 1. О чем свидетельствует смена перчаток и обуви на большие размеры? 2. С каким гормоном связана регуляция роста конечностей? 3. Какие клетки вырабатывают этот гормон и где они локализуются? 4. К чему приводит недостаток СТГ в детском возрасте? 5. К чему приводит избыток гормона в детском возрасте? 6. Чем проявляется избыток гормона у взрослых? 7. Как регулируется синтез СТГ в аденогипофизе? 9. Как они попадают в аденогипофиз? 10. Какая патология была у нашего пациента? 11. Как называется доброкачественная опухоль из железистого эпителия?

Кафедрами анатомии, гистологии, физиологии и пропедевтики внутренних болезней КГМУ был разработан план проведения интегрированного 4 часового практического занятия, тема которого звучала «Гистофизиология, топография кишечника, поверхностная и глубокая пальпация живота». Была подготовлена методическая рекомендация для интегрированного практического занятия. В начале занятия студенты написали тестовый контроль исходного уровня знаний, который был составлен по всем дисциплинам, заявленным для интеграции. Результаты теста учитывались при подведении окончательных итогов темы в конце занятия.

Студенты начали занятие с разбора гистологических аспектов темы. По компьютерным изображениям микроскопических препаратов и таблиц, демонстрирующих гистологическое строение различных отделов пищеварительной трубки, студенты рассказали принцип строения стенки пищеварительного тракта, были определены отделы тонкого кишечника, толстой кишки, их тканевой и клеточный состав. Разбор морфологического материала темы сопровождался изложением физиологических аспектов строения тонкого и толстого кишечника. После небольшого перерыва занятие было продолжено и студенты занимались скелетотопией, синтопией среднего и заднего отделов пищеварительной трубки. После теоретической подготовки они перешли к клинической части занятия: методам поверхностной и глубокой пальпации живота. Вначале они отвечали на вопросы, а затем перешли к практической части – непосредственной пальпации. Студенты по очереди были в роли пациентов или клиницистов, т.е. сами проводили пальпации тех органов строение которых они разбирали в течение всего занятия. Преподаватель кафедры проведевтики внутренних болезней контролировал процесс пальпации, указывал на неточности или ошибки, помогал в постановке методики пальпации.

В конце занятия преподаватель-клиницист подвел итог занятия, объявил оценки. При этом оценки были выставлены с учетом вклада каждой дисциплины. Каждого студента преподаватель предметник оценивал по своей дисциплине, а общая оценка была одна.

Для оценки интегрированного клинического обучения в КарГМУ внедрен объективно-структурированный клинический экзамен (ОСКЭ) с включением в него фундаментальных медико – биологических дисциплин. По дисциплине гистология была создана станция «Гистологическая диагностика строения органов» Экзаменационные задания к станции для ОСКЭ разрабатывались преподавателями кафедры гистологии. Данный формат экзамена позволил оценить эффективность интегрированного обучения, показать достижение интеграции знаний биомедицинских и клинических дисциплин, выживаемость полученных знаний и навыков .

Заключение. Таким образом в системе подготовки современного врача гистология в медицинских вузах Казахстана создает теоретическую базу для дальнейшего изучения клинических дисциплин, дает ключ к пониманию процессов, приводящих к развитию заболеваний, а также способствуют формированию клинического мышления.


Библиографическая ссылка

Куркин А.В., Юй Р.И., Есимова Р.Ж., Кикимбаева А.А., Барышев Б.Б. РЕАЛИЗАЦИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГИСТОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ КАЗАХСТАНА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-3. – С. 315-317;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10990 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674