Иоасаф Семёнович Ладенко – советский и российский учёный, доктор философских наук, профессор, действительный член РАО, создатель оригинальной методологической концепции интеллектуальных систем. Проблема генетической логики заняла центральное место в научном поиске Иоасафа Семёновича с начала его философского общения в Московском логическом кружке (МЛК) МГУ, в тематику диспутов которого, в 50-х гг. прошлого века, были встроены философско-методологические идеи А.А. Зиновьева, Б.А., М.К. Мамардашвили, Б.А. Грушина, Г.П. Щедровицкого, Н.Г. Алексеева, В.А. Костеловского, В.Н. Садовского, В.К. Финн, В.С. Швырева и др. Первые результаты обсуждения принципов генетической логики мышления опубликованы в труде И.С. Ладенко «О некоторых принципах генетического исследования мышления» (совместно с Г.П. Щедровицким (1959). Исследование проблем моделирования: «Моделирование мышления и современная логика» (1967), выводит И.С. Ладенко на путь собственного видения феномена интеллектуальных систем: «Интеллектуальные системы и логика» (1973). Результатом последующих исследований принципов генетической логики: «Гносеологическая концепция развития интеллекта» (1975); «О моделировании логической структуры научных исследований» (1976); «Автоматизация интеллектуальных процессов и гуманитарные науки» (1977); «Логическая концепция мышления и искусственный интеллект» (1979) – стало понимание связи процессов рефлексии с самоорганизацией интеллектуальной деятельности: «О роли рефлексии в самоорганизации интеллектуальных систем» (1989) [5]. Дальнейшее развитие идей генетической логики в трудах И.С. Ладенко послужило становлению и совершенствованию интеллектики как науки об интеллектуальных системах и интеллектуальном творчестве (1990): «Рефлексия и самоорганизация интеллектуальных систем» (1991); «Становление и современное развитие идей генетической логики» (1991); «Социализация идей генетической логики и становление интеллектики» (1993).
Философское рассмотрение мышления как деятельности, приводит к вопросу: а есть ли у мышления-деятельности логика [2]? Чтобы избежать произвольности при исследовании мыследеятельности участники МЛК МГУ, начиная с 1952 г. приступили к разработке содержательно-генетической логики как оппозиции логики формальной. В отличие от диалектической логики, нацеленной на построение двойных взаимоотрицающих утверждений, принадлежащих мышлению одного индивида, содержательно-генетическая логика также рассматривает подобные двойные взаимоотрицающие, противоположные утверждения, но принадлежащие множеству мышлений, обусловленных многими позициями [1]. Особенность положений генетической логики состоит в переходе от мышления единичного субъекта к коллективному мышлению, обусловленному коллективной природой мышления [3]. И.С. Ладенко в 1991 году писал: «Вообще говоря, формальной логике было найдено соответствующее место. Она рассматривалась как инструментарий изложения готового знания в отличие от логики диалектической, которая представляет собой инструментарий познающего мышления, инструментарий получения нового теоретического знания» [6, с.17]. «…Содержательная логика, в отличие от формальной, занимается методами, приемами и способами научного мышления» [6, с.18]. Такая рефлексия содержательной логики позволяет исследовать процессы мышления, в том числе, процесс зарождения новой мысли [4].
Библиографическая ссылка
Кузнецова А.Я. ПРОБЛЕМА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ В ТРУДАХ И.С. ЛАДЕНКО // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 1. – С. 117-117;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11078 (дата обращения: 21.11.2024).