Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРОБЛЕМА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ В ТРУДАХ И.С. ЛАДЕНКО

Кузнецова А.Я.  1
1 Новосибирский государственный педагогический университет
1. Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема»: Уч. пособие. М., 1998. – http://yablor.ru/blogs/tri-logiki-formalnaya-dialekticheskaya-i-soderjate/138627.
2. Кузнецова А.Я. Рефлексивный характер развития интеллекта // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 5–1.– С. 131.
3. Кузнецова А.Я. Самопознание личности и гармонизация образования // Интеллект, культура, образование. Новосибирский гос. ун-т, Новосибирская гос. консерватория, Институт философии и права СО РАН, Институт интеллектуальных инноваций и проблем консультирования. Науч. Совет РАО по философ. и педагогич. проблемам образования.–1994. – С. 67–68.
4. Ладенко И.С. Проблема рефлексии в генетической логике//Рефлексивные процессы и творчество: Тез. Докл. и сообщ. к Всесоюзн. конф. 3–5 апр. 1990 г. Новосибирск, 1990. Ч.1. – С.84–86.
5. Ладенко И.С. Рефлексия и самоорганизация интеллектуальных систем // Вестн. высш. Шк. – 1991. – №6. – С.41–46.
6. Ладенко И. С. Становление и современное развитие идей генетической логики: Метод материалы / Новосиб. гос. ун-т. – Новосибирск, 1991. – 36 с.

Иоасаф Семёнович Ладенко – советский и российский учёный, доктор философских наук, профессор, действительный член РАО, создатель оригинальной методологической концепции интеллектуальных систем. Проблема генетической логики заняла центральное место в научном поиске Иоасафа Семёновича с начала его философского общения в Московском логическом кружке (МЛК) МГУ, в тематику диспутов которого, в 50-х гг. прошлого века, были встроены философско-методологические идеи А.А. Зиновьева, Б.А., М.К. Мамардашвили, Б.А. Грушина, Г.П. Щедровицкого, Н.Г. Алексеева, В.А. Костеловского, В.Н. Садовского, В.К. Финн, В.С. Швырева и др. Первые результаты обсуждения принципов генетической логики мышления опубликованы в труде И.С. Ладенко «О некоторых принципах генетического исследования мышления» (совместно с Г.П. Щедровицким (1959). Исследование проблем моделирования: «Моделирование мышления и современная логика» (1967), выводит И.С. Ладенко на путь собственного видения феномена интеллектуальных систем: «Интеллектуальные системы и логика» (1973). Результатом последующих исследований принципов генетической логики: «Гносеологическая концепция развития интеллекта» (1975); «О моделировании логической структуры научных исследований» (1976); «Автоматизация интеллектуальных процессов и гуманитарные науки» (1977); «Логическая концепция мышления и искусственный интеллект» (1979) – стало понимание связи процессов рефлексии с самоорганизацией интеллектуальной деятельности: «О роли рефлексии в самоорганизации интеллектуальных систем» (1989) [5]. Дальнейшее развитие идей генетической логики в трудах И.С. Ладенко послужило становлению и совершенствованию интеллектики как науки об интеллектуальных системах и интеллектуальном творчестве (1990): «Рефлексия и самоорганизация интеллектуальных систем» (1991); «Становление и современное развитие идей генетической логики» (1991); «Социализация идей генетической логики и становление интеллектики» (1993).

Философское рассмотрение мышления как деятельности, приводит к вопросу: а есть ли у мышления-деятельности логика [2]? Чтобы избежать произвольности при исследовании мыследеятельности участники МЛК МГУ, начиная с 1952 г. приступили к разработке содержательно-генетической логики как оппозиции логики формальной. В отличие от диалектической логики, нацеленной на построение двойных взаимоотрицающих утверждений, принадлежащих мышлению одного индивида, содержательно-генетическая логика также рассматривает подобные двойные взаимоотрицающие, противоположные утверждения, но принадлежащие множеству мышлений, обусловленных многими позициями [1]. Особенность положений генетической логики состоит в переходе от мышления единичного субъекта к коллективному мышлению, обусловленному коллективной природой мышления [3]. И.С. Ладенко в 1991 году писал: «Вообще говоря, формальной логике было найдено соответствующее место. Она рассматривалась как инструментарий изложения готового знания в отличие от логики диалектической, которая представляет собой инструментарий познающего мышления, инструментарий получения нового теоретического знания» [6, с.17]. «…Содержательная логика, в отличие от формальной, занимается методами, приемами и способами научного мышления» [6, с.18]. Такая рефлексия содержательной логики позволяет исследовать процессы мышления, в том числе, процесс зарождения новой мысли [4].


Библиографическая ссылка

Кузнецова А.Я.  ПРОБЛЕМА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ В ТРУДАХ И.С. ЛАДЕНКО // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 1. – С. 117-117;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11078 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674