Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Чеснокова Н.П. 1 Понукалина Е.В. 1 Полутова Н.В. 1 Бизенкова М.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава РФ

Эффективность преподавания в Высшей школе различных дисциплин зависит от ряда факторов: базового уровня знаний студентов, их способностей воспринять профессионально-ориентированную информацию, уровня знаний и умений преподавателей, а также состояния материально-технического оснащения учебного процесса.

Достаточно длительный опыт работы в медицинском вузе на теоретических кафедрах позволил нам проанализировать динамику соотношений указанных компонентов, направленных, в частности, на совершение учебного процесса. Так, на теоретических кафедрах Саратовского государственного медицинского университета работают высококвалифицированные специалисты, профессора, доценты, кандидаты наук, постоянно пополняющие свои профессиональные знания.

Значительно усилилось материально-техническое оснащение учебного процесса: широко внедряются компьютерные технологии в практические занятия с включением обучающих и контролирующих программ, разнообразных тестовых заданий, ситуационных задач, деловых игр и других технологий.

Столь же широко внедряется компьютеризация в процессе изложения материалов лекций. В связи с этим становится очевидным факт, свидетельствующий о том, что чрезмерно широкая компьютеризация учебного процесса в определенной степени замедляет логическую познавательную деятельность студентов, затрудняет формирование памяти, способность правильно, последовательно излагать свои взгляды на ту или иную концепцию этиологии, патогенеза заболеваний, патогенетическое обоснование принципов диагностики и патогенеза болезней.

Выбирая правильный ответ из тестовых заданий обучающих или контролирующих программ, студент теряет возможность развития ассоциативных связей между явлениями, не ставит своей задачей ответить на вопросы: почему именно этот ответ правильный, а другой не соответствует общепринятым закономерностям развития патологии.

Только прямой контакт студента с преподавателем в студенческих группах на занятиях, в научном кружке, на научных конференциях, устное обсуждение проблем этиологии и патогенеза болезни, патогенетического обоснования принципов их диагностики и терапии в значительной мере формирует познавательную деятельность студента, его способность творчески мыслить, и не только решать конкретные задачи, но развивать в перспективе то или иное научное направление, новые задачи по оптимизации деятельности.

В связи с этим только правильная динамическая расстановка соотношения прямого общения преподавателя со студентом и компьютеризированного обеспечения учебного процесса формирует высококвалифицированных специалистов. Последние могут не только использовать компьютеризацию в практической деятельности, но и глубоко анализировать современные проблемы той или иной патологии, писать учебники, создавать программы для компьютерного обеспечения на основе сформированной логики мышления.

В то же время следует отметить, что процесс формирования профессиональных знаний у преподавателей носит еще более динамический характер чем у студента, требует постоянного развития.

В этом аспекте традиционно-используемые в различных странах принципы оценки мыслительной профессиональной деятельности преподавателя Высшей школы, его научных достижений лишь в соответствии с присуждением степени кандидата или доктора наук требует дальнейшего совершенствования, использования новых категорий оценки знаний преподавателя, его способности излагать материал на современном уровне, обеспечивать мотивацию обучения студентов. В связи с этим позитивный эффект можно достигнуть внедрением в образовательный процесс Высшей школы, подобно тому, как это используется в различных других профессиях, разных категорий профессиональной деятельности преподавателя (первой, второй, третьей). Это обеспечит психоэмоциональную и материальную мотивацию повышения профессиональных знаний у тех, кто готовит молодых специалистов в Высшей школе.

Существующая в настоящее время категория «Заслуженный работник Высшей школы», безусловно необходима, она присуждается не в массовом порядке, а лучшим преподавателям с длительным стажем работы, в то время как для основной массы преподавателей Высшей школы отсутствуют квалификационные характеристики, учитывающие уровень компетенции преподавателей и содержания лекционного материала, количество опубликованных методических пособий, подготовленных рабочих программ. Существующая рейтинговая система оценки преподавателя не носит мотивационного характера, должна быть дополнена квалификационной оценкой педагогической деятельности.


Библиографическая ссылка

Чеснокова Н.П., Понукалина Е.В., Полутова Н.В., Бизенкова М.Н. ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 1. – С. 136-137;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11094 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674