В современном отечественном образовании все отчетливее просматривается противоречие между декларируемой социально обусловленной необходимостью в здоровом и образованном подрастающем поколении и прогрессирующим увеличением количества нездоровых учащихся, обостряется нарушение паритета здоровья и образованности школьников, не учитывается полиаспектность феномена здоровья, разобщены формы бессистемной оздоровительной деятельности субъектов образования. Это актуализирует здоровьеформирующую функцию образования путем активного партнерского взаимодействия педагогического коллектива школы, семьи на основе интеграции предметных областей учебных дисциплин ФГОС.
Цель исследования – теоретически разработать и экспериментально апробировать методику реализация здоровьеформирующей функции образования на основе актуализации педагогического потенциала образовательной среды.
Показатели физической подготовки учащихся контрольной и экспериментальной групп в течение формирующего эксперимента
Тестовые испытания |
Группа |
На начало педагогического эксперимента |
На окончание педагогического эксперимента |
W |
P |
Отжимание (кол-во раз) |
ЭГ |
8,6 ± 2,7 |
11 ± 2,6 |
3 |
< 0,01 |
КГ |
7,3 ± 1,9 |
7,9 ± 2 |
15 |
> 0,05 |
|
Прыжок в длину с места (см) |
ЭГ |
102,4 ± 8,8 |
110,2 ± 8,2 |
6 |
< 0,05 |
КГ |
101,5 ± 5,9 |
97,6 ± 8,9 |
28 |
> 0,05 |
|
Наклон туловища вперед из упора сидя (см) |
ЭГ |
14,9 ± 2,9 |
18,6 ± 3,7 |
6 |
< 0,05 |
КГ |
17,4 ± 4,8 |
20,1 ± 5,2 |
21 |
> 0,05 |
|
Непрерывный бег в течение 4 минут (выполнил/ не выполнил) |
ЭГ |
9 – выполнили 1 – не выполнили |
10 – выполнили 0 – не выполнили |
||
КГ |
9 – выполнили 1 – не выполнили |
4 – выполнили 6 – не выполнили |
Материалы и методы исследования. Исследование проводилось в рамках внедрения оздоровительной технологии, включающей в себя здоровьесберегающий, здоровьеформирующий и диагностический компоненты, на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2», г. Великие Луки среди учащихся младшего школьного возраста (7–8 лет) первых классов в течение I и IV четверти обучения. В экспериментальном классе (ЭК n = 10 испытуемых) системообразующим феноменом, как самого содержания физкультурного образования, так и педагогического процесса, в рамках которого оно реализуется, выступало образовательно-обучающая направленность уроков физической культуры (обучение жизненно важным локомоциям) на основе учета положений спортивно ориентированного физического воспитания. Планирование урочного материала по предмету «Физическая культура» реализовывалось на базе положений концепции спортивной тренировки, обеспечивающих организацию двигательной активности учащихся на уроке в расчете на ближайшее время, при условии постоянного нахождения ее в русле перспективы получения заданного целевого результата по технике исполнения разучиваемого двигательного действия. Физическая подготовка при таком технологическом решении реализуется методом сопряженного воздействия посредством обучения двигательным действиям [1]. В контрольном классе (КК n = 10 испытуемых) содержательное наполнение урочного материала по предмету «Физическая культура» конструировалось на базе комплексной программы по физическому воспитанию учащихся 1–11-х классов. Процесс развертывания учебного материала во времени реализовывался на основе предметного способа прохождения материала в соответствии с ранее утвержденным тематическим планом, поочередно осваивались двигательные действия с разной координационной основой.
Результаты исследования и их обсуждения. У школьников экспериментальной группы регистрировались не только более высокая динамика роста показателей физической подготовленности, но и фиксировалось меньшее количество школьников (40 %) пропустивших занятия по болезни, в то время как в контрольной группе этот показатель выходил на уровень (90 %). Исходные показатели заболеваемости в экспериментальной и контрольной группах были одинаковые (20 %). Отдельного осмысления требуют факты того, что 60 % учащихся контрольной группы не выполнили тестовое испытания – непрерывный бег в течение 4 минут (таблица).
В этот возрастной период достаточно интенсивно происходит рост и развитие детского организма, что должно обеспечивать естественный прирост показателей физической подготовленности ребенка. Снижение в контрольной группе показателей в тестовом испытании, оценивающем общую выносливость (работоспособность) в период морфологического и функционального созревания жизненно необходимых функциональных систем не соотносятся с проявлениями основных закономерностей роста и развития детского организма. Недостаточное внимание к формированию навыков правильной осанки и техники выполнения двигательных актов у учащихся контрольной группы закономерно приводит к образованию неоптимальных мышечных и моторно-висцеральных координаций, ухудшает условия функционирования систем и органов, что обуславливает понижение работоспособности организма. В течение учебного года у школьника накапливается утомление, и применение на этом фоне двигательной активности с неоптимальным набором координационных взаимодействий может служить причиной, нарушающей закономерности роста и развития детского организма, приводящей к снижению его функциональных возможностей.
В экспериментальной группе психофизическое развитие учащихся осуществлялось на основе суммации результатов деятельности учителя физической культуры, с результатами деятельности учителей предметников по формированию правильной осанки и позы при преподавании дисциплин учебного плана и родителей в ходе контроля осанки и позы ребенка в домашних условиях. Физическая подготовка реализовывалась методом сопряженного воздействия. Указанный подход к формированию культуры движений младших школьников с опорой на актуализацию педагогического потенциала образовательной среды организует двигательную деятельность школьников, обеспечивающую образование оптимальных координационных взаимодействий между различными группами мышц, а также эффективных моторно-висцеральных взаимодействий, оказывающих регулирующее и стимулирующее влияние на обмен веществ и на функции жизненно обеспечивающих систем организма. Подобный кумулятивный результат двигательной активности ребенка положительно влияет на рост и развитие детского организма, повышает работоспособность и физическую подготовленность школьника, противодействует накоплению утомления в процессе учебной деятельности.
Выводы. На современном этапе развития общества возрастает роль здоровьеформирующей функции образованиям. Успешность реализации этой функции в значительной степени определяется умением педагогов и семьи с учетом принципа единства познавательного процесса и двигательного акта использовать наличии значительного педагогического потенциала в феномене спортивно ориентированного физического воспитания для оптимизации возрастной динамики развития организма, повышения его функциональных и адаптационных возможностей.
Библиографическая ссылка
Смирнова Л.В., Спирин В.К., Чупехина О.А. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДВИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 2. – С. 37-39;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11129 (дата обращения: 07.11.2024).