На всех исторических этапах развития общества одной из основных педагогических задач являлось обращение подрастающего поколения к ценности духовно-нравственных отношений, посредством концентрации его внимания на образы красоты, гармонии, единства, выраженные в природе, культуре, науке, искусстве; и сонастройки с национальными идеалами соответствующего исторического периода. Экологическая педагогика как отрасль педагогической науки, изучает закономерности формирования экологической личности, характеризующейся экологической воспитанностью, экологическим мировоззрением, экологическим сознанием, экологическим мышлением, экологической культурой. Отсюда можно вывести стратегическую цель экологической педагогики и образования – это воспитание ответственного сознания, экологической ответственности как меры свободы человека в условиях экологической необходимости. И только посредством формирования экологической картины мира как, считают философы, в которой есть четкий идеальный ориентир: гармонизированные взаимосвязи человечества с окружающей его средой. Все известные концепции, такие как глубинная экология, глобальная экология, вместе с соответствующими им культурой, образованием, ноосферой, направлены на ее формирование.
С позиций современных исследований процесс настройки предполагает наличие энергоинформационного волнового взаимодействия между субъектами, на разных уровнях его осознания и всегда выступает в качестве необходимого условия воспитания и развития здоровой, духовно-нравственной экологической личности. Его результаты проявляются степенью согласованности индивидуальных норм человека с социальными, духовно-нравственными нормами и правилами поведения, которые имеют единую многоуровневую волновую природу, благодаря чему, собственно, и возможно согласование этих норм. Механизм согласования индивидуальных и социальных норм в образовательно-воспитательном процессе лежит в основе процесса реализации принципов гуманизации, природосообразности, культуросообразности. Ретроспективный анализ истории гуманистической педагогики показывает, что этот механизм использовался в педагогической практике во все времена (с разной степенью полноты, осознанности и успеха), задолго до официального научного подтверждения волновой природы мира, человека, процессов его жизнедеятельности и норм, регулирующих эти процессы. Уровень владения этим механизмом сонастройки определял и определяет компетентность и эффективность профессиональной деятельности педагога.
В настоящее время, когда мир «живет в сломанных пространствах – политических, экономических, экологических и культурных, по-разному воспринимаемых разными людьми, разные поколения которых практически находятся в острой ситуации, в разных пространственно-временных рамках миропонимания», в обществе возникла объективная потребность и возможность структурировать опыт педагогической практики в новых аспектах, с учетом достижений научного знания, формируемого посредством экологической картины мира на основе единой волновой энергоинформационной природы мира, человека, его процессов жизнедеятельности, включая сферу отношений.
В учебно-методическом пособии, состоящем из пяти частей, представлены методологические, научно- педагогические и технологические подходы к формированию в период детства экологической картины мира, основанные на Волновой концепции воспитания, где образовательно-воспитательный процесс рассматривается с позиций резонанса в его созидательном проявлении как механизма развития, совершенствования системы «Педагог–Обучающийся–Родитель» и инструмента преобразования межличностных отношений в субъект-субъектный тип.
Впервые в практику педагогического общения вводится система универсальных, гармоничных опорных образов Нормы, с помощью которой визуализируются абстрактные понятия о базовых общечеловеческих ценностях, организуется единое семантическое информационно-образовательное пространство для всех субъектов образовательного процесса. В пособии представлен первый опыт интеграции Волновых технологий воспитания в процесс социализации детей, в т.ч. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на этапе профессионального образования. В данном учебно-методическом пособии предлагается информационно-методическое обеспечение технологий педагогического взаимодействия с детьми дошкольного возраста и обучающимися в профессиональном образовательном учреждении из числа детей-сирот, на основе Волновой концепции воспитания, обеспечивающей повышение уровня эффективности образовательно-воспитательного процесса.
Методическое пособие выполнено с учетом современных достижений в области физики волновых процессов, медицины, нейрофизиологии, психологии, психофизиологии, социологии, экономики, культуры и искусства, а также с учетом положительного исторического педагогического опыта и раскрывает с данных позиций новые возможности образовательно-воспитательного процесса: предлагает информационно-методическое обеспечение педагогического взаимодействия на принципе резонанса в его созидательном значении при построении субъект – субъектного типа отношений; рассматривает процесс саморазвития и самосовершенствования личности как многоуровневый процесс резонансного согласования индивидуальных норм субъекта с социальными духовно-нравственными нормами; углубляет представления о понятиях «Картина мира», «Экологическая картина мира», «Закономерности формирования экологической картины мира», «Критерии сформированности экологической картины мира», «Норма», «Педагогическая норма», «Субъект – субъектные отношения», «Стиль педагогического взаимодействия», «Визуализация абстрактных понятий о базовых духовно-нравственных ценностях»; показывает явление резонанса в его положительном проявлении как механизм (педагогическую ценность, условие, инструмент) воспитания законопослушной, миролюбивой, разносторонне развитой, гармоничной личности и формирования субъект – субъектного типа отношений.
Значение данного пособия заключается в определении действий родителей, педагогов и обучающихся на основе инструментария Волновых технологий воспитания при запуске механизма согласования индивидуальных и социальных норм на духовно-нравственных принципах и морально-этических нормах и правилах взаимодействия.
В данном пособии с учетом возрастных и индивидуальных социально-психологических особенностей детей разного возраста, в т.ч. обучающихся, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, все ситуации взаимодействия субъектов рассматриваются как волновой энергоинформационный процесс с позиций резонанса. Это позволяет снизить, нейтрализовать, вести профилактику на разных уровнях индивидуального и общественного сознания спонтанных, разрушительных последствий резонанса личностных деструкций субъектов, который проявляется в виде разрыва связей в отношениях. А затем, осознанно используя навык установлении резонанса в его положительном значении, восстановить на духовно-нравственной основе нарушенные межсубъектные связи, обеспечить восполнение энергетического ресурса и прирост жизненных сил; повысить степень синхронизации, согласованности действий, единства всех субъектов как на внутрисемейном, так и на социальном уровнях на принципах и закономерностях формирования представлений об экологической картине мира.
Предлагаемые циклы бесед, упражнения, игры, тренинги, наглядно-дидактические материалы направлены на гармонизацию межличностных отношений, в т.ч. детско-родительских, профилактику синдрома социального сиротства, различных форм зависимых состояний и создание условия для успешной адаптации и социализации субъектов. Пособие может быть полезным для руководителей предприятий и системы образования различного уровня, преподавателей, студентов педагогических ВУЗов, методистов, воспитателей, педагогов ДОУ, МОУ и родителей.
Библиографическая ссылка
Моисеева Л.В., Кузнецова Н.А., Кузнецова А.А. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА: ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ В ПЕРИОД ДЕТСТВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 2. – С. 69-71;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11156 (дата обращения: 21.12.2024).