Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 3 ЧЕТВЕРТИ ПЕРВОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КЛАССА ДЛЯ ГЛУХИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Евтушенко И.В. 1 Чернышкова Е.В. 2
1 Московский педагогический государственный университет
2 ГКОУ «Волгоградская школа-интернат №7»
Актуальной проблемой совершенствования образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является необходимость разработки содержания учебного предмета «Музыкально-ритмические занятия» для обучающихся с тяжелыми нарушениями слуха, соответствующего требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования обучающихся с ОВЗ. Глухота, нарушения речи, дискоординация движений обучающихся, имея распространенный характер, определяют потребность образовательных организаций в эффективных коррекционно-развивающих технологиях, способствующих успешной социализации глухих детей, дающих возможность педагогам определять результативность специального музыкально-ритмического образования. В современных материалах отечественных сурдопедагогических исследований сравнительно мало представлены методические рекомендации использования музыки в обучении глухих детей младшего школьного возраста. В статье изложены материалы исследования, осуществленного в рамках организованного Министерством образования и науки РФ Проекта «Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 дополнительный класс)».
музыкально-ритмические занятия
глухие обучающиеся
календарно-тематическое планирование
1. Айдарбекова А.А., Белов В.М., Воронкова В.В., Гаврилушкина О.П., Грошенков И.А., Евтушенко И.В., Кувшинов В.С., Мирский С.Л., Мозговой В.М., Павлова Н.Н., Перова М.Н., Соколова Н.Д., Эк В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида // Подготовительный класс. 1–4 классы. – М., 2013. – С.22–24.
2. Алмазова А.А., Костенкова Ю.А., Яхнина Е.З. Совершенствование компетентностной модели бакалавра по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Человек и образование. – 2014. – №1 (38). – С. 103–110.
3. Бертынь Г.П., Соловьева И.Л. Модель специального коррекционного образовательного учреждения для глухих // Дефектология. – 1997. – № 6. – С. 14.
4. Волкова Т.Г., Евтушенко И.В. Особенности эстетической воспитанности умственно отсталых старших школьников // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – №10 (часть 1). – С. 119–122.
5. Герасимова С.Н., Евтушенко И.В. Готовность к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья студентов педагогического колледжа // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – №12 (часть 5). – С. 860–864.
6. Евтушенко Е.А. Евтушенко И.В. Современные подходы к образованию и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы IV Международной научно-практической конференции, Москва, 26–27 июня 2014 г. – М., 2014. – С. 136–147.
7. Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В. К оценке уровня нравственной воспитанности обучающихся с умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24421 (дата обращения: 28.04.2016).
8. Евтушенко И.В. Использование регулятивной функции музыки в воспитании детей с легкой умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №6; URL: http://www.science-education.ru/113–10919 (дата обращения: 27.11.2013).
9. Евтушенко И.В. Модель музыкального воспитания умственно отсталых школьников в системе специального образования // Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: монография. – М., 2014. – С.58–78.
10. Евтушенко И.В. Музыкальная культура и ее формирование у умственно отсталых детей-сирот: монография. – М., 2006. – 148 с.
11. Евтушенко И.В. Основное содержание учебного предмета «Музыка» для обучающихся с легкой умственной отсталостью // Современные наукоемкие технологии. – 2016. №11 (часть 1). – С.100–104.
12. Евтушенко И.В. Примерное календарно-тематическое планирование первого дополнительного класса учебного предмета «Музыка» для обучающихся с легкой умственной отсталостью // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – №11  (часть 3). – С. 523–528.
13. Евтушенко И.В. Роль музыкальных занятий в коррекции эмоционально-поведенческих расстройств умственно отсталых детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей: дис. …канд. пед. наук. – М., 1996. – 172 с.
14. Евтушенко И.В. Формирование профессионально-правовой компетентности учителя-дефектолога // Коррекционная педагогика. – 2008. – №1 (25). – С.57–66.
15. Евтушенко И.В., Евтушенко Е.А., Левченко И.Ю. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога: проблемы разработки содержания // Конференциум АСОУ: сб. науч. трудов и материалов науч.-практич. конференций. – 2015. – № 4. – С. 684–690.
16. Евтушенко И.В., Евтушенко И.И. Основы формирования гуманных межличностных отношений в классном коллективе старшеклассников в условиях инклюзивного образования // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы IV Международной научно-практической конференции, Москва, 26–27 июня 2014 г. – М., 2014. – С. 130–136.
17. Евтушенко И.В., Казючиц М.И., Чернышкова Е.В. Музыкальное сочинительство как профилактика профессиональной деформации личности педагога-дефектолога // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – №8 (часть 1). – С. 111–115.
18. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю., Фальковская Л.П. Особенности разработки программы ранней помощи и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130–23501 (дата обращения: 02.12.2015).
19. Евтушенко И.В., Чернышкова Е.В. Формирование эстетической культуры глухих детей во внеурочной музыкально-ритмической деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/127–20873 (дата обращения: 28.07.2015).
20. Кулакова Е.В., Любимов М.Л., Соловьева Т.А., Яхнина Е.З. Основное общее образование обучающихся с нарушениями слуха: специальные требования к результатам и условиям обучения // Наука и школа. – 2015. – №5. – С. 31–43.
21. Соловьева И.Л. Оздоровительная школа-интернат для глухих детей со сложной структурой дефекта – модель нового типа специального (коррекционного) образовательного учреждения: дис. …канд. пед. наук. – М., 1998. – 197 с.
22. Тишина Л.А., Артемова Е.Э., Евтушенко И.В. Апробация новых модулей практико-ориентированной подготовки бакалавров по направлению специальное (дефектологическое) образование: проблемы и перспективы // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130–23931 (дата обращения: 03.12.2015).
23. Чернышкова Е.В. Эстетическое воспитание глухих учащихся младших классов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20623 (дата обращения: 09.01.2017).
24. Шушерова И.С., Евтушенко И.В. Примерное содержание музыкальных занятий для детей с задержанным психическим развитием возраста пяти-шести лет // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – №12 (часть 3). – С. 331–334.
25. Яхнина Е.З., Авдеенко Е.С. Инновационные подходы к обучению музыкально-ритмическим движениям детей с нарушениями слуха // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2010. – № 3–2. – С. 340–345.

Используемые в обучении глухих детей музыкальные технологии занимают в образовательном процессе значительный объем учебного времени [1–25]. Согласно ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПАООП образования обучающихся с ОВЗ «Музыкально-ритмические занятия», являясь обязательным учебным предметом коррекционно-развивающей области внеурочной деятельности глухих обучающихся, проводятся с первого дополнительного по четвертый классы. В еженедельном расписании первого дополнительного, первого и второго классов на учебный предмет «Музыкально-ритмические занятия» уделено по три часа, а в третьем и в четвертом классе по два часа в неделю. Составляемое расписание должно учитывать равномерное распределение занятий в течение учебной недели.

В таблице представлено примерное календарно-тематическое планирование учебного предмета «Музыкально-ритмические занятия» в 3 четверти первого дополнительного класса.

3 четверть, 29 часов

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Речевой материал

Музыкальный материал

предметные

метапредметные

личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3 четверть (29 часов)

Музыкальный характер

1

Разучивание пляски в русском стиле «С платочком»

изучения нового материала

Формирование навыка исполнять плясовые движения с предметом (с платочками). Определение характера заданных движений. Запоминание последовательности плясовых движений пляски «С платочком». Исполнение песни «Елочка»

Исполнять плясовые движения с предметом (с платочком). Запомнить последовательность движений пляски «С платочком». Определять характер выполняемых движений (быстрые, веселые, спокойные, плавные). Определить характер и настроение песни «Елочка». Эмоционально исполнить песню под аккомпанемент и управление учителя

Делать предварительный отбор источников информации. Понимать обращенную речь учителя

Знать правила поведения при сотрудничестве

Русская пляска. Танцуйте. Песня называется «Елочка». Весело грустно

«Калинка» русская народная песня. «Елочка» М. Красев. «Солнышко», «Дождик» Е. Тиличеева

2

Различение на слух веселой и грустной музыки

развития умений и навыков

Формирование умения различать на слух характер звучащей музыки (веселый, грустный). Исполнение в ансамбле простых ритмических рисунков. Знакомство с песней «Кукла заболела». Исполнение пляски «С платочком»

Определять на слух характер музыки (веселый, грустный). Исполнять в ансамбле простые ритмические рисунки с опорой на графическую запись и под управлением учителя. Понимать содержание песни «Кукла заболела». Определять характер песни. Исполнять пляску «С платочком» передавая веселый, задорный образ пляски

Владеть навыками смыслового чтения. Ориентироваться во временах года (зима)

Понимать причины собственного успеха в учебе

Музыка веселая. Музыка грустная. Ложки. Будем играть на ложках. Песня называется «Кукла заболела». Танцуйте

«Кукла заболела» А. Филиппенко. «Болезнь куклы», «Новая кукла». П. Чайковский

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3

Основные дирижерские жесты (внимание, дыхание, начало, окончание)

развития умений и навыков

Понимание основных дирижерских жестов (внимание, дыхание, начало, окончание). Определение характера песни «Кукла заболела». Разучивание песни «Кукла заболела». Проведение музыкальной игры на определение характера музыки «Мы танцуем»

Понимать дирижерские жесты (внимание, дыхание, начало, окончание). Определять характер песни, подобрать соответствующие содержанию песни картинки и карточки, запомнить текст 1 куплета (песня «Кукла заболела»). Понимать и выполнять правила музыкальной игры «Мы танцуем». Уметь выполнять танцевальные движения соответствующие характеру музыки

Владеть практическими умениями ориентироваться в окружающей среде. Уметь выделять в явлениях существенное и несущественное

Понимать причины собственных неудач в учебе

Кружитесь. Притопы. Весело. Грустно. Говорите правильно. Какая музыка?

Разнохарактерная музыка в записи. «Кукла заболела» А. Филиппенко

4

Воспроизведение элементов ритм.-интонац. структуры речи (слитное и раздельное слогосочетание)

изучения нового материала

Восприятие на слух и воспроизведение слогосочетаний слитно и раздельно (с использованием приемов фонетической ритмики). Разучивание песни «Кукла заболела». Проведение музыкальной игры «Мы танцуем» на определение характера музыки. Эмоциональное исполнение танцевальной композиции «Полька»

Воспринимать на слух и воспроизводить (с использованием приемов фонетической ритмики) слитное и раздельное слогосочетание. Воспроизводить текст 1 куплета песни «Кукла заболела» сопряженно с учителем, соблюдать правила орфоэпии и ритмический рисунок мелодии. Определять характер музыки. Легко, ритмично, без напряжения и эмоционально исполнять танцевальной композиции «Полька»

Принимать активное участие в проведении игр. Владеть ситуацией

Уметь делать выбор, как поступить в предложенной ситуации

Будем танцевать польку. Песня называется «Кукла заболела»

«Кукла заболела» А. Филиппенко. Разнохарактерная музыка в записи. «Полька» И. Дунаевский

5

Различение на слух веселой и грустной музыки

развития умений и навыков

Различение на слух характера музыки. Определение настроения прослушанной музыки. Исполнение ритмического аккомпанемента к песне «Кукла заболела». Исполнение пляски «С платочком» и танцевальной композиции «Полька»

Воспринимать и различать на слух характер музыки. Определять настроение прослушанной музыки (песни). Исполнять ритмический аккомпанемент к песне «Кукла заболела» под руководством и управлением учителя. Произносить текст 2 куплета сопряженно с учителем. Легко и ритмично исполнять знакомые пляски

Бережно относиться к окружающим предметам и вещам. Переключаться с одного вида деятельности на другой

Выбирать правильную тактику поведения

Музыка веселая. Музыка грустная. Будем танцевать. Будем говорить

«Калинка» русская народная песня. «Кукла заболела» А. Филиппенко. «Солнышко», «Дождик» Е. Тиличеева

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

6

Исполнение пляски в русском стиле «С платочком»

развития умений и навыков

Эмоциональное исполнение пляски в русском стиле «С платочком». Произнесение речевого материала с соблюдением норм орфоэпии (с использованием приемов фонетической ритмики). Разучивание песни «Кукла заболела». Проведение музыкальной игры на определение характера музыки «Кукла»

Исполнять пляску «С платочком». Произносить речевой материал с соблюдением норм орфоэпии. Запомнить текст 2 куплета песни «Кукла заболела». Определять характер музыки. Понимать и выполнять условия музыкальной игры «Кукла»

Уметь выделять главное. Ориентироваться в пространстве

Сопереживать неудачам других

Будем танцевать весело, красиво. Какая музыка? Музыка веселая. Музыка грустная. Будем говорить правильно

«Калинка» русская народная песня. «Кукла заболела» А. Филиппенко. «Болезнь куклы», Новая кукла» П. Чайковский

7

Основные дирижерские жесты (внимание, дыхание, начало, окончание)

развития умений и навыков

Понимание основных дирижерских жестов (внимание, дыхание, начало, окончание). Проведение музыкальной игры «Дирижер». Исполнение песни «Кукла заболела». Определение характера знакомых песен («Веселый поезд», «Зима», «Кукла заболела»). Выполнение упражнений с обручами

Понимать основные дирижерские жесты (внимание, дыхание, начало, окончание). Понимать и выполнять условия музыкальной игры «Дирижер». Воспроизводить текст песни «Кукла заболела» под управлением и аккомпанемент учителя, соблюдая ритмический рисунок мелодии и передавая соответствующее настроение. Определять характер знакомых песен. Ритмично выполнять упражнения с обручами

Понимать обращенную речь. Знать о временах года (зима)

Уметь помочь «слабому» ученику

Обруч. Какая музыка?

Ритмичная музыка в записи. «Кукла заболела» А. Филиппенко. «Веселый поезд» З. Компанеец. «Зима» Т. Попатенко

8

Разучивание танцевальной композиции «Гномики» (полька)

изучения нового материала

Разучивание танцевальной композиции «Гномики». Определение характера музыки и движение танцевальной композиции «Гномики». Восприятие на слух и воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи (слитное произнесение слов) с использованием приемов фонетической ритмики. Исполнение песен «Кукла заболела», «Веселый поезд»

Выполнять основные танцевальные движения танцевальной композиции «Гномики». Определять характер музыки и танцевальных движений. Воспринимать на слух и воспроизводить слитное произнесение слов. Исполнять разнохарактерные песни (передавать их настроение) «Кукла заболела», «Веселый поезд»

Уметь определять главное на уроке. Использовать разные источники информации

Владеть элементарными правилами поведения на уроке

Будем учить танец. Какая музыка?

Музыка по выбору в записи (полька). «Кукла заболела» А. Филиппенко. «Веселый поезд» З. Компанеец

Продоожение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

9

Различение на слух грустной и веселой музыки

развития умений и навыков

Определение характера танцевальной музыки. Выполнение упражнений с лентами. Исполнение пляски в русском стиле «С платочком». Определение характера песен. Исполнение песни «Зима»

Определять характер танцевальной музыки. Легко, без напряжения выполнять упражнения с лентами. Весело, ритмично исполнять пляску «С платочком». Определять характер песен. Исполнять песню «Зима» передавая ее музыкальный образ

Бережно относиться к окружающим предметам и вещам. Считать до восьми

Делать выбор в сложившейся ситуации

Какая музыка? Музыка веселая, грустная. Будем танцевать весело. Пляска «С платочком»

«Калинка» русская народная песня. «Зима» Т. Попатенко. «Вальс» Г. Свиридов. «Три медведя» И. Арсеев

10

Разучивание танцевальной композиции «Гномики»

развития умений и навыков

Определение характера музыки и движений танцевальной композиции «Гномики». Разучивание танцевальной композиции «Гномики». Проведение музыкальной игры на определение характера музыки «Игра со стульчиками»

Определять характер танцевальной композиции «Гномики». Запомнить последовательность движений танца «Гномики». Понимать и выполнять условия музыкальной игры «Игра со стульчиками»

Выделять необходимые признаки. Использовать разные виды деятельности

Понимать причины собственного успеха в учебе

Будем играть. Будем танцевать. Танцуйте весело

Музыка по выбору в записи (полька). Разнохарактерная музыка в записи

11

Основные дирижерские жесты (логическое ударение)

развития умений и навыков

Понимание основных дирижерских жестов (логическое ударение). Проведение музыкальной игры «Дирижер». Определение характера песен. Исполнение песен «Кукла заболела», «Зима», «Веселый поезд». Выполнение упражнений с мячом

Понимать основные дирижерские жесты (логическое ударение). Понимать и выполнять условия музыкальной игры «Дирижер». Легко, ритмично, без напряжения выполнять упражнения с мячом. Определять характер знакомых песен. Исполнять песни с соответствующим настроением

Уметь слушать и вступать в диалог. Выделять главное

Понимать причины собственных неудач в учебе

Мяч. Будем играть. Песня называется…

«Кукла заболела» А. Филиппенко. «Веселый поезд» З. Компанеец. «Зима» Т. Попатенко

12

Совершенствование основных элементов танцевальной композиции «Гномики»

развития умений и навыков

Совершенствование основных танцевальных движений танцевальной композиции «Гномики». Исполнение ритмического аккомпанемента в ансамбле на элементарных музыкальных инструментах песни «Веселый поезд». Слитное произнесение слов и словосочетаний с использованием приемов фонетической ритмики на примере песни «Кукла заболела». Эмоциональное исполнение песни «Кукла заболела»

Правильно, ритмично выполнять движения танцевальной композиции «Гномики». Соблюдать последовательность танцевальных движений. Исполнять ритмический аккомпанемент (под управлением учителя и самостоятельно) песни «Веселый поезд». Слитно произносить слова и словосочетания. Исполнять песни в заданном темпе, ритме, настроении

Ориентироваться в пространстве. Бережно относиться к окружающим предметам

Уметь переключаться с одного вида деятельности на другой

Какая песня? Песня веселая (грустная)

Музыка по выбору (полька) в записи. «Веселый поезд» З. Компанеец. «Кукла заболела» А. Филиппенко

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

13

Исполнение танцевальной композиции «Гномики»

развития умений и навыков

Определение характера танцевальной композиции «Гномики». Эмоциональное исполнение танцевальной композиции «Гномики». Воспроизведение речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра с использованием приемов фонетической ритмики. Эмоциональное исполнение песен «Зима», Кукла заболела», «Веселый поезд»

Определять характер танцевальной музыки и двигаться в соответствии с характером музыки. Воспроизводить речевой материал голосом нормальной высоты, силы и тембра. Эмоционально исполнять знакомые песни

Определять и называть основные признаки времени года (зима). Развивать произносительные навыки

Эмоционально реагировать на сложившуюся ситуацию

Будем танцевать. Говори правильно

Музыка по выбору (полька) в записи. «Кукла заболела» А. Филиппенко. «Веселый поезд» З. Компанеец. «Зима» Т. Попатенко

14

Определение характера танцевальной музыки

развития умений и навыков

Проведение музыкальной игры на определение характера танцевальной музыки «Угадай». Изменение заданных движений в соответствии с характером звучащей музыки (в записи). Проведение музыкальной игры «Дирижер» на автоматизацию «внимание», «дыхание», «начало», «окончание». Эмоциональное исполнение песни «Кукла заболела», «Веселый поезд»

Понимать и выполнять условия музыкальной игры «Угадай». Менять заданные движения в соответствии с характером музыки. Понимать дирижерские жесты. Соблюдать условия музыкальной игры «Дирижер». Исполнять песни «Кукла заболела», «Веселый поезд» передавая настроение и характер песни.

Выделять и называть главное. Развивать слуховое восприятие

Выбрать вариант поведения при сложившейся ситуации

Какая музыка? Будем играть. Кто выиграл? Кто проиграл? Песня грустная. Песня веселая

Разнохарактерная танцевальная музыка в записи. «Кукла заболела» А. Филиппенко. «Веселый поезд» З. Компанеец

15

Разучивание песни «Мама»

изучения нового материала

Разучивание песни «Мама». Выполнение гимнастических упражнений с обручами. Проведение музыкальной игры на определение характера музыки «Мы танцуем»

Понимать содержание песни «Мама». Запомнить текст 1 куплета песни. Произносить текст сопряженно и под управлением учителя (с использованием приемов фонетической ритмики). Ритмично, без напряжения выполнять упражнения с обручами. Понимать и выполнять условия музыкальной игры «Мы танцуем»

Владеть навыками смыслового чтения. Ориентироваться в пространстве

Выбрать вариант помощи партнеру

Обруч. Слушайте музыку. Я первый. Музыка веселая. Музыка грустная. Будем играть

«Мама» Л. Бакалов. Разнохарактерная танцевальная музыка в записи

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

16

Исполнение песни «Веселый поезд»

развития умений и навыков

Разучивание песни «Мама». Эмоциональное исполнение песни «Веселый поезд». Выполнение гимнастических упражнений с лентами. Проведение музыкальной игры на определение характера музыки «В лесу»

Сопряженно с учителем произносить слова 2 куплета и запомнить слова 1 куплета песни «Мама». Определять характер предложенной песни. Без напряжения, эмоционально исполнять песню «Веселый поезд». Легко, синхронно выполнять упражнения с лентами. Понимать и выполнять условия музыкальной игры «В лесу»

Иметь представление о диких животных, проживающих в лесу. Уметь передавать повадки зверей

Выбрать правильный вариант поведения в создавшейся ситуации

Лента. Говорите правильно. Пойте весело

«Мама» Л. Бакалов. «Вальс» Г. Свиридов. Ранее выученные музыкальные произведения А. Филиппенко

17

Разучивание песни «Мама»

развития умений и навыков

Определение характера песни «Мама». Исполнение ритмического аккомпанемента песни «Мама». Произнесение труднопроизносимых слов с использованием приемов фонетической ритмики. Эмоциональное исполнение пляски «С платочком»

Определять характер и исполнять ритмический аккомпанемент песни «Мама». Произносить труднопроизносимые звукосочетания и слова (с использованием приемов фонетической ритмики). Запомнить текст 2 куплета песни «Мама». Эмоционально исполнять пляску «С платочком», передавая музыкальный и народный образ

Выбирать картинки по предложенной теме. Определять и выделять главное на уроке

Проявлять интерес к предложенным учителем заданиям

Какая музыка? Как называется песня? Танцуйте красиво, правильно, слушайте музыку

«Мама» Л. Бакалов

18

Исполнение танцевальной композиции «Гномики»

развития умений и навыков

Определение характера музыки и характера танцевальных движений танцевальной композиции «Гномики». Эмоциональное исполнение танцевальной композиции «Гномики». Восприятие и воспроизведение слов и словосочетаний с различной интонацией (с использованием приемов фонетической ритмики). Разучивание текста песни «Мама»

Определять характер музыки и характер танцевальных движений. Эмоционально исполнять танцевальную композицию. «Гномики». Воспринимать и воспроизводить слова и словосочетания с различной интонацией. Запомнить текст песни «Мама». Произносить речевой материал сопряженно и под руководством учителя

Развивать слуховое восприятие и произносительные навыки

Проявлять толерантность по отношению к другим

Танцуйте весело. Песня называется «Мама»

Музыка по выбору (полька) в записи. «Мама» Л. Бакалов

19

Разучивание муз. игры «Найди себе пару» (определение темпа)

развития умений и навыков

Определение на слух быстрого, медленного и умеренного темпа. Изменение заданных движений на смену музыкального темпа. Разучивание музыкальной игры на определение темпа «Найди себе пару». Исполнение разно темповых песен «Кукла заболела», «Веселый поезд»

Определять на слух быстрый, медленный и умеренный темп музыки. Менять заданные движения на смену музыкального темпа. Воспринимать и воспроизводить речевой материал в различном темпе

Ориентироваться в пространстве

Проявлять личностные качества

Быстро. Медленно. Умеренно

«Полька» И. Дунаевский. «Кукла заболела» А. Филиппенко. «Веселый поезд» З. Компанеец. «Прогулка с куклами» Т. Ломова.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

20

Разучивание музыкальной игры на различение регистров «Волк и зайцы»

развития умений и навыков

Определение на слух среднего, высокого и низкого регистров в музыкальном звучании. Изменение заданных движений на смену звучания музыкальных регистров. Разучивания игры на различение звучания музыкальных регистров «Волк и зайцы». Эмоциональное исполнение танцевальной композиции «Гномики». Восприятие и воспроизведение ритмического рисунка. Исполнение песни «Мама»

Воспринимать и определять на слух регистры в музыкальном звучании (высокий, низкий, средний). Менять заданные движения на смену звучания музыкальных регистров. Понимать и выполнять музыкальные задания игры «Волк и зайцы». Эмоционально, ритмично, легко исполнять танцевальной композиции «Гномики». Воспринимать на слух и воспроизводить по графической записи простые ритмические рисунки. Исполнять песню «Мама» в умеренном темпе

Бережно относиться к окружающей среде. Слушать и понимать услышанное. Знать повадки диких животных

Проявлять эмоциональность. Адекватно реагировать на поведение других

Высоко. Низко. Кто выиграл? Я выиграл. Вова первый

«Музыкальный букварь» Е. Тиличеева. Музыка по выбору (полька) в записи. «Мама» Л. Бакалов

21

Разучивание музыкальной игры на определение динамики звучания «Веселые музыканты»

развития умений и навыков

Определение на слух громкой, тихой и негромкой музыки. Изменение заданных движений на смену динамики. Разучивание музыкальной игры на определение динамики «Веселые музыканты». Восприятие и воспроизведение речевого материала голосом различной силы (с использованием приемов фонетической ритмики). Исполнение песен с разными динамическими оттенками (громко, тихо, негромко)

Воспринимать и определять на слух громкую, тихую и негромкую музыку. Менять заданные движения на смену динамики. Понимать и выполнять музыкальные задания игры «Веселые музыканты». Воспроизводить заданный речевой материал голосом различной силы. Исполнять песни с различными динамическими оттенками («Мама», «Веселый поезд», «Кукла заболела»)

Принимать активное участие в игре. Понимать речь окружающих

Уметь сопереживать неудачам других детей

Громко. Тихо. Негромко. Я выиграл. Марш. Поскоки. Галоп

«Веселый музыкант» А. Филиппенко. «Детский альбом» П. Чайковский

22

Определение характера музыкальных пьес

развития умений и навыков

Определение в небольших музыкальных пьесах характер музыки. Разучивание песни «Кто как кричит?». Выполнение гимнастических упражнений с лентами

Воспринимать и определять характер музыки в небольших пьесах. Понимать содержание песни «Кто как кричит?». Воспроизводить труднопроизносимые звукосочетания и слова с использованием приемов фонетической ритмики. Воспроизводить текст 1 куплета сопряженно и под руководством учителя. Легко и ритмично выполнять упражнения с лентами

Иметь представление о домашних животных. Бережно относиться к окружающей среде

Уметь преодолевать собственные трудности в обучении

Какая музыка? Песня называется… Лента

«Кто как кричит?» В. Иванникова. «Вальс» Г. Свиридова. «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. Чайковского

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

23

Исполнение песни «Мама»

развития умений и навыков

Определение темпа и характера песни «Мама». Исполнение песни «Мама». Воспроизведение труднопроизносимых слов из песни «Кто как кричит?» (с использованием приемов фонетической ритмики). Исполнение ритмического аккомпанемента песни «Кто как кричит?»

Определять темп и характер песни «Мама». Исполнять песню «Мама» под управлением и аккомпанемент учителя, передавая настроение песни. Запомнить текст первого куплета песни «Кто как кричит?». Воспроизводить ритмический аккомпанемент песни под управлением учителя

Иметь представление о домашних животных

Понимать причины собственного успеха в учебе

Песня называется… Какая песня?

«Мама» Л. Бакалов

24

Определение характера музыкального фрагмента пьесы

изучения нового материала

Определение характера музыкального фрагмента пьесы. Разучивание песни «Кто как кричит?». Разучивание танцевальной композиции «Полечка»

Определять характер частей музыкальной пьесы. Определять характер музыкального произведения по его музыкальному фрагменту. Воспроизводить речевой материал сопряженно и под руководством учителя. Исполнять несложные пляски

Определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке

Понимать причины собственных неудач в учебе

Танцуйте польку. Кружитесь

«Аннушка» чешская народная песня. «Кто как кричит» В. Иванников. «Прогулка с куклами» Т. Ломова. «Детский альбом» П. Чайковский

25

Восприятие на слух долготы звука

развития умений и навыков

Восприятие и определение на слух долготы звука. Проведение музыкальной игры на определение долготы звука «Кто как кричит?». Воспроизведение ритмического рисунка по графической записи. Разучивание песни «Кто как кричит?». Эмоциональное исполнение песни «Веселый поезд»

Воспринимать и определять на слух долготу звука (короткий, долгий). Понимать и выполнять условия музыкальной игры «Кто как кричит». Воспроизводить ритмический рисунок по графической записи. Запомнить текст 2 куплета песни «Кто как кричит?». Соблюдать нормы орфоэпии. Эмоционально исполнять песню «Веселый поезд»

Уметь переключаться с одного вида деятельности на другой

Адекватно реагировать на поведение других детей

Будем играть. Кто выиграл?

«Музыкальный букварь» Е. Тиличеева. «Кто как кричит» В. Иванников. «Веселый поезд» З. Компанеец

26

Основные перестроения

обобщен. и систематизац. знаний

Выполнение простых перестроений группы (свободное размещение, в круг, в колонну, в шеренгу). Изменение направления движения на смену темпа музыки. Исполнение песен «Кто как кричит?», «Мама»

Выполнять простые перестроения. Понимать и выполнять условия музыкальной игры «Кто первый?». Менять направление движения на смену темпа. Коллективно исполнять песню «Кто как кричит?». В умеренном темпе исполнять песню «Мама»

Ориентироваться в пространстве

Знать правила поведения при сотрудничестве

Марш. Бег. Поскоки. Галоп. Станьте свободно (в круг, в шеренгу)

«Марш» С. Прокофьев. «Кто как кричит» В. Иванников. «Мама» Л. Бакалов

Окончание табл.

27

Исполнение песен «Мама», «Веселый поезд»

обобщ. и систематизац. знаний

Исполнение песен «Мама», «Веселый поезд». Проведение музыкальных игр на определение темпа, динамики звучания, регистров

Эмоционально исполнять песни. Выполнять музыкальные задания на определение средств музыкальной выразительности

Иметь представление о разных источниках звука

Уметь делать выбор, как поступить в сложившейся ситуации

Какая музыка? Музыка веселая. Музыка грустная

«Мама» Л. Бакалов. «Веселый поезд» З. Компанеец. «Музыкальный букварь» Е. Тиличеева

28

Определение характера песен «Мама», «Веселый поезд»

обобщения и систематизации знаний

Определение характера знакомых песен. Изменение движений на смену характера музыки. Исполнение песен. Совершенствование танцевальных движений танцевальной композиции «Полечка»

Самостоятельно определять характер знакомых песен. Менять направление движения на смену темпа музыки. Менять заданные движения на смену характера музыки. Исполнять песни с соблюдением заданного ритма, темпа, динамики, характера музыки. Правильно выполнять танцевальные движения. Запомнить последовательность движений танцевальной композиции «Полечка»

Бережно относиться к окружающим предметам и вещам

Понимать причины собственного успеха

Будем танцевать весело. Какая песня? Песня веселая (спокойная). Песня называется …

«Мама» Л. Бакалов. «Веселый поезд» З. Компанеец. «Аннушка» чешская народная песня. «Весна» немецкая народная песня

29

Исполнение танцевальной композиции «Гномики»

обобщ. и систематизац. знаний

Эмоциональное исполнение танцевальной композиции «Гномики». Эмоциональное исполнение песен

Определять музыкальный характер. Эмоционально исполнять знакомые песни и танцы

Выделять и определять необходимые признаки

Понимать причины собственного успеха

Какая музыка? Какой танец? Я люблю танцевать

Музыка по выбору (полька) в записи. Ранее выученные песни

 


Библиографическая ссылка

Евтушенко И.В., Чернышкова Е.В. ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 3 ЧЕТВЕРТИ ПЕРВОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КЛАССА ДЛЯ ГЛУХИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 3-1. – С. 19-29;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11205 (дата обращения: 21.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674