Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОПОРНЫЙ ВУЗ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Жижин К.С. 1
1 Донской Государственный технический университет

Экономическая ситуация в стране на данный момент все еще весьма сложна. И особенно остро скачки социально-экономических решений сказываются на положении высшей школы: то одни образовательные учреждения не нужны, то другие, то этих специалистов не нужно готовить, то – тех... Совсем недавно принято решение создавать опорные вузы... Цель, на первый взгляд, благая... Однако на второй, – картина не такая уж радужная и далека от совершенства...Оставим в стороне финансовые и организационные соображения, но из этой схемы напрочь выпадает основное звено педагогического процесса – выпускник... Раньше каждый вуз имел свой незыблемый сегмент на рынке труда. Работодатели этого сегмента четко представляли и сильные, и слабые стороны, приходящих к ним молодых кадров. И, даже при отсутствии добровольно-принудительного распределения (отголосок советского прошлого страны), выпускники худо-бедно, но, устраивались по специальности. Теперь же на фоне опорного вуза картинка трудоустройства резко искажается... И, вот пример: слились институт, готовящий специалистов «авто-сервиса» с опорным вузом, который «авто-сервисом» никогда не занимался Руководство прежнего профильного вуза абитуриентам факультета «авто-сервис» рисовало радужные перспективы востребованности этой профессии на рынке труда. Слились вузы.., и теперь выпускники уже опорного вуза получили дипломы, в которых крупно записано: направление подготовки только одно слово – «СЕРВИС». Справедливости ради скажем, что где-то внизу в приложении к диплому очень мелким шрифтом упомянуто, что это, дескать, – «авто-сервис»... И что в итоге? Пошел новоявленный молодой специалист по «авто-сервису» в профильную организацию трудоустраиваться, а там откровенно смеются: «С каких таких пор опорный вуз стал заниматься «авто-сервисом»? Без материальной-то и технической баз?! Он же на протяжении всей своей истории готовил кадры совсем иного направления? У нас нет ни сил, ни желания делать из тебя полноценного специалиста нашего профиля!». После такого «ушата холодной воды», упирая на запись «СЕРВИС», фигурирующую в дипломе, повернул выпускник руль в сторону иных организаций, связанных с сервисом, но не автомобильным... Там тоже пожимают плечами: «Хорошо – примем мы тебя, попытаемся переобучить (за твой счет !) под задачи нашей организации , но если завтра придет наниматься на работу готовый специалист из нашего профильного вуза, мы вынуждены будем с тобой расстаться?» Совсем не трудно представить степень подавленности такого выпускника...И, ладно, был бы это вчерашний школьник, но разговор идет о человеке, который два года отдал армейской службе. Трудясь после армии в частных автомастерских без оформления трудовой книжки, надеялся, что обретение диплома поможет устроиться на работу честно, без обмана государства, по трудовому кодексу. И вдруг, такой неожиданный финал: он, дипломированный специалист оказывается ненужным государству? В стране по официальной статистике и без очередных реформ, только 30 % выпускников обычных вузов (!) работают по специальности. Неужели никого в госаппарате не волнует вопрос: не ударит ли такое объединение, как бумеранг, по престижности самих же опорных вузов, не очередной ли это «холостой выстрел» реформаторов от высшей школы?


Библиографическая ссылка

Жижин К.С. ОПОРНЫЙ ВУЗ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 3-1. – С. 73-73;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11230 (дата обращения: 21.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674