Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА В ОБУЧЕНИИ

Калентьев В.А. 1, 2 Раевская Л.Т. 1, 2
1 Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России
2 Уральский государственный лесотехнический университет
1. Буравой М. Углубленное кейс-стади / Рубеж. 1997. – С. 10–11. Перевод лекции: M. Burawoy. The extended case method: steering a course between positivism and postmodernism. February 1, 1995 (Беркли, США).
2. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стади / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: Изд-во Томского гос. у-та, 2003.
3. Будерецкая И.В. Интерактивные методы обучения. – URL: http:// nsportal.ru/nachlnaya-shkola/materialy, 2013.

В процессе обучения техническим дисциплинам на младших курсах вузов студенты часто сталкиваются с примерами абстрактных моделей механических систем, далеких от реальных объектов. Это нормально для усвоения методов расчета параметров или характеристик систем в таких дисциплинах как теоретическая механика, сопротивление материалов, теория механизмов и машин и др. Однако как показал опыт преподавания технических дисциплин использование интерактивных форм обучения, в частности ситуационного анализа реальных ситуаций, помогает более глубокому усвоению материала.

В отличие от активных методов, интерактивные основаны на более широком взаимодействии обучающихся друг с другом. Активность обучающихся повышается многократно, они больше не пассивные слушатели, они добывают знания в процессе дискуссии, работы в малой группе. Преподаватель на интерактивных занятиях только направляет деятельность обучающихся на достижение целей занятия. Из всех форм интерактивного обучения наиболее эффективной с нашей точки зрения является ситуационный анализ (case study): техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Конкретные ситуации базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Описание ситуации, которое предлагается обучающимся, «отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы» [1].

Интерактивные формы обучения способствуют [2,3] пробуждению у обучающихся интереса к дисциплине, будущей профессиональной деятельности; эффективному усвоению учебного материала; самостоятельному поиску обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); формированию умения организовывать собственную деятельность; формированию собственного мнения и отношения; установлению взаимодействия между обучающимися; обучению работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова; формированию жизненных и профессиональных навыков.

Принципы работы на интерактивном занятии следующие: занятие – общая работа; все участники равны; каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу; запрещена критика личности (но не идеи); все сказанное на занятии – информация к размышлению.

Преподаватель предлагает ситуации, выбирает конкретную форму интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы в данной группе. При выборе конкретных ситуаций преподаватель учитывает будущую специальность. Например, на первых занятиях по теоретической механике в группах, обучающихся по направлению «Строительство», могут быть предложены следующие проблемные ситуации для обсуждения в малых группах.

Два груза массами m1=m кг и m2=3m кг, соединенные невесомой нерастяжимой нитью, необходимо поднять и перенести. Один рабочий предложил поднимать груз, взявшись за первый груз, второй рабочий предложил держаться за второй груз при подъеме, а третий сказал, что неважно за какой из грузов держаться, это не приведет к разрыву нити между грузами. Кто прав? В какой ситуации меньше вероятность разрыва нити, если в любом случае для подъема прикладывается одна и та же сила F к соответствующему грузу?

Пять работников несут груз, подвешенный на шесте длиной L. Трое держат за один из его концов, а двое – за другой. На каком расстоянии от первого конца следует подвесить груз, чтобы на каждого несущего приходилась одинаковая тяжесть? Считать, что все держать шест у самых его концов. Ответы: 1 – ближе к первому концу шеста; 2 – ближе ко второму концу; 3 – в центре шеста.

При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты: четко ли определена цель занятия, готовы ли раздаточные материалы, есть ли необходимое техническое оборудование для демонстрации заданий, графиков, схем.


Библиографическая ссылка

Калентьев В.А., Раевская Л.Т. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА В ОБУЧЕНИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 3-1. – С. 79-80;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11235 (дата обращения: 30.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674