Под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания, развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде и здоровью.
Развитие специального экологического образования и воспитания было признано в России и на сопредельных территориях особенно актуальным в последние два десятилетия. В настоящее время актуальность не уменьшилась, а социально-экологическая ситуация обострилась. На протяжении данного периода мы с коллегами участвовали в процессе создания системы экологического образования в высшей школе, а также в совершенствовании профессионального уровня учителей и подготовке школьников (на кафедре естественнонаучного образования Самарского Института повышения квалификации работников образования). Наиболее комплексная программа экологического образования в Самарском регионе была разработана нами в Самарском государственном Педагогическом университете на кафедре естествознания и экологического образования (экспериментально на факультете начального образования); была разработана специализация по экологии (педагог-эколог). Здесь же были предприняты наиболее серьёзные шаги по экологическому воспитанию студентов.
Цель исследования: разработка специального университетского курса (специализации, специальности) «педагог-эколог» и внедрение его в практическую педагогическую деятельность.
Материалы и методы исследования
Анализ и синтез теории и практики в сфере экологического образования и воспитания в высшей школе.
Результаты исследования и их обсуждение
Для данной специализации был разработан курс дисциплин, включающий как известные дисциплины, так и новаторские (авторские): зоология с основами экологии (составитель кандидат биологических наук А.В. Виноградов), землеведение с основами краеведения (составители кандидат географических наук О.В. Зуева и кандидат биологических наук А.В. Виноградов), методика преподавания природоведения (составители старшие преподаватели В.М. Латышева и Е.И. Малеева), экология (составители кандидаты биологических наук К.Г. Лахина и А.В. Виноградов), экология человека (составители кандидаты биологических наук К.Г. Лахина и А.В. Виноградов), социальная экология (составители кандидаты биологических наук К.Г. Лахина и А.В. Виноградов), охрана природы (составители кандидаты биологических наук К.Г. Лахина и А.В. Виноградов), прикладная экология (составитель кандидат биологических наук К.Г. Лахина), глобальная экология (составители кандидаты биологических наук К.Г. Лахина и А.В. Виноградов), санитарно-медицинская экология и валеология (составитель кандидат биологических наук К.Г. Лахина), зоопсихология (составитель кандидат биологических наук А.В. Виноградов), методика преподавания экологии (составитель старший преподаватель Е.И. Малеева), биогеография с основами экологии (составитель кандидат биологических наук А.В. Виноградов), синэкология (составитель кандидат биологических наук К.Г. Лахина). Новаторскими дисциплинами стали история российского экологического движения, международное экологическое движение, экологическое краеведение, экологическая культура, экофилософия, краеведческая библиография (все 6 составил кандидат биологических наук А.В. Виноградов), ландшафтная экология (геоэкология), экологическое картирование (с проектированием особо охраняемых природных территорий), экологическое картоведение, экологический туризм (все 4 составлены кандидатом географических наук О.В. Зуевой), методология преподавания экологии, экологическое образование (обе составлены старшим преподавателем Е.И. Малеевой). Все дисциплины были снабжены разработанными пояснительными записками (введением), структурой курса, списками основной и дополнительной литературы [1 – 6]. Цикл дисциплин пользовался успехом и был весьма популярен у студентов. В дальнейшем некоторые разработанные нами курсы были опубликованы в виде монографий [3, 4, 5, 7, 8, 11, 12], о других дисциплинах сообщалось во многих коллективных публикациях. Под научным руководством специалистов данного направления подготовлены и изданы многие дипломные работы, студенческие доклады, тезисы и статьи.
Курс о российском общественном экологическом движении информирует, что оно возникло более двух столетий назад, родилось на отечественной, многонациональной и многокультурной почве. Изначально оно было связано с международным экологическим движением и питалось идеями, которые рождала международная экологическая мысль. Возникновение зелёного движения было вызвано вполне объективными причинами: усилением социально-экологического кризиса и повышением интеллектуально-культурного уровня населения, позволившего осознать кризисные явления и необходимость решительных действий в защиту биосферы. Более 70 лет экологическое движение в России (в границах Советского Союза) развивалось в отрыве от международной общественной жизни, за «железным занавесом», по своим внутренним законам. В последнее десятилетие 20-го века, на рубеже тысячелетий, общественно-политическая ситуация в стране и мире существенно изменилась. Создались предпосылки интеграции российского зелёного движения в международное, что должно было их взаимно обогатить и усилить. В начале 21-го века в России наступило охлаждение общественной и экологической, в частности, активности по причине политико-экономического спада в стране. Это болезненное, но временное явление. Экологическое движение в России будет жить, пока не будет найдено решение основного вопроса современности – конфликта между экономикой и экологией (между цивилизацией и биосферой). Общественное экологическое движение осуществляет социальный мониторинг и является противовесом для других секторов (власти, крупного бизнеса, банковского капитала), создавая необходимый разумный баланс сил на демократической, научной, интеллектуальной основе. Но если государство вновь, который уже раз за свою историю, отказывается охранять природу и здоровье населения, это должны сделать общественники-экологисты, воспользовавшись богатым опытом мирового и отечественного зелёного движения.
Большинство нынешних работ по экологическому образованию посвящено различным методикам и технологиям, то есть форме образования. В курсе по самарскому экологическому краеведению автор постарался восполнить существенный пробел по содержательной части, поскольку эколог должен знать, прежде всего, конкретную экологическую ситуацию в регионе проживания. Определённое преимущество в экологическом образовании и воспитании остаётся за системой дополнительного образования. Лидеры дополнительного образования в Самарской области – Самарская Областная станция юных натуралистов, Самарский Городской Центр детского и юношеского творчества (и другие аналогичные центры), а также школьные лесничества, клуб юных биологов Самарского зоопарка, ранее Зелёный и Голубой патруль, школьные экологические кружки, живые уголки, экологические лагеря. Краеведение – комплексная географическая дисциплина, всесторонне изучающая какой-либо конкретный регион. Краеведение состоит из двух основных частей – природное и историко-культурное. В природоведческом краеведении можно выделить краеведение зоологическое, ботаническое, географическое, экологическое и т.д. Экологическое краеведение делится на два раздела: природно-экологическое (экологическая ситуация в природе региона) и социально-экологическое (социально-экологическая ситуация в регионе). В процессе изучения курса обучаемые узнают, что Самарская область находится в Среднем Поволжье, преимущественно в зоне лесостепи, на стыке лесной и степной зон. Характерно наличие границ ареалов многих видов организмов, рефугиумов, сложного рельефа, центров расселения фауны и флоры, высокой степени видового обилия, разнообразия почвенных и минеральных ресурсов, а также развитая гидрографическая сеть в бассейне крупнейшей европейской реки – Волги. В то же время, природа подвергается здесь глубокому хозяйственному освоению, что ставит её перед риском обеднения и уничтожения. Здесь наиболее заметные потери – это истребление бурого медведя, причём особой жигулёвской формы, почти полное исчезновение нескольких видов осетровых рыб и сельдей. Исчезли и продолжают исчезать многие другие представители коренной волжской биоты. Здесь великая река Волга образует великую петлю – Самарскую Луку. Обособленная гидрология единственного такого крупного изгиба на Волге в результате постройки плотин ещё более обособляется от других участков реки. Так называемое Саратовское водохранилище, то есть участок Волги, на котором стоит город Самара, больше всех сохранило речные условия. Оно относится к мелководным, прогреваемым водоёмам проточно-руслового типа со средней глубиной 7 метров. Высокий процент мелководных площадей, обилие островов, изрезанность левобережья – всё это привело к возникновению многочисленных, защищённых от волн участков, пригодных для существования богатой прибрежно-водной растительности. Эти подводные луга являются излюбленным местом обитания различных водных беспозвоночных и рыб. С севера к этому участку реки примыкает участок, называемый Куйбышевским водохранилищем или Жигулёвским морем. Участок Средней Волги является зоной-посредником для организмов, проникающих с севера и юга. Кроме того, сама Волга часто бывает восточной или западной границей для многих видов живых существ. Здесь сложилась своя древняя фауна и флора. Много в регионе и различных природных убежищ – рефугиумов, где сохранились реликтовые растения и животные, живые ископаемые. Велико богатство и настоящих ископаемых организмов, это и морские организмы палеозоя и мезозоя, и остатки мезозойских динозавров, и триасовые земноводные-стегоцефалы, и многочисленные костные останки мамонтов и их современников. Обращаться с этим богатством нужно бережно, осторожно, чтобы суметь сохранить для будущего. Социально-экологическая ситуация в Самарской области остаётся сложной. Конечно, есть проблемы, общие для России. Не созданы условия для развития общественных организаций, что приводит их к финансовому прозябанию или зависимости от спонсоров. Всё чаще видны попытки замены существующих общественных организаций псевдоструктурами, лояльными власти. Аналогичное влияние испытывают средства массовой информации. Общественная экологическая активность в области держится преимущественно на личном энтузиазме и личных средствах. Официальные власти области (всех уровней) зачастую игнорируют экологическую активность населения. Долгое время власти области не прислушиваются к рекомендациям общественного экологического движения, избирая игнорирование и подавление. Это приводило и приводит к возникновению острых социально экологических конфликтов. По оценке специалистов из Института социологии Российской Академии наук, экологическая политика в области жёстко централизована и не оставляет практически никакого пространства для самоуправления. Контроль со стороны общественности, участие в принятии решений не предполагались, не планировались и, по возможности, не допускались. Социологи считают, что именно давление со стороны экологического движения может значительно скорректировать эту экополитику, сделать её эффективной и более результативной. В то же время официальная экологическая политика в Самарской области довольно часто проводится некомпетентно. В социально-экологической сфере власти всех уровней исповедуют глубоко порочный принцип «сначала экономика, а потом – экология», загоняя болезнь внутрь, где она действует ещё более разрушительно. При этом постоянно возникают острые социально-экологические ситуации (что привело, в частности, к введению в образование дисциплин ОБЖ и БЖД – «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности»).
Курс по экологическому туризму посвящён раскрытию потенциала экологического туризма на территории России. Ещё не исчерпаны возможности для его развития в достаточно освоенной Европейской части страны, что можно наблюдать в Самарской области, расположенной на юго-востоке Европейской части, в Волго-Уральском междуречье. Но значительно большие резервы расположены в Азиатской части России – в Сибири, о которых широкая общественность и специалисты по туризму знают очень мало. Это огромный, привлекательный, уникальный, разнообразный потенциал. Рассматриваются особо охраняемые природные и культурные территории Самарской области, Европейской части, Сибири, Дальнего Востока и их возможности при организации экологического туризма. Дана классификация различных видов экотуризма в свете новых направлений в туризме. Курс рассчитан на широкий круг лиц, интересующихся проблемами охраны природы, рационального природопользования и сохранения природно-ресурсного потенциала на особо охраняемых природных (за исключением заповедников) и культурных территориях, вопросами развития экологического туризма и этнотуризма в России. Данный курс может быть использован преподавателями и студентами географических специальностей при изучении курсов, связанных с туризмом («Социально-культурный сервис и туризм», «Туризм», «Краеведение и туризм», «Технология внутреннего туризма», «Экскурсоведение» и т.п.), а также специалистами в области туризма при разработке новых маршрутов. Рассматриваются этнокультурные особенности народов Самарского региона, Европейской части и Сибири, связанных с особо охраняемыми природно-культурными территориями, в качестве ресурсов этноэкологического туризма. Рассматривается теория и даются определения этноэкологического туризма, обозначаются его основные особенности, анализируются перспективы его развития.
Разработки данной экологической специализации стали источником и консультативной базой для многих экологических дисциплин в других высших учебных заведениях Самарского региона и России. В теоретическом плане они положительно повлияли на повышение уровня среднего (общего), начального и дополнительного образования, воспитания и просвещения, в практическом плане стали основой для специальных консультаций, экологических экспертиз, общественной деятельности. В настоящее время в учебно-образовательной деятельности мы используем новейшие разработки коллег в экологическом направлении [9 – 17].
На протяжении нескольких лет нами с коллегами проводилось совершенствование системы экологического образования и воспитания школьников и студентов. При этом делались совместные со студентами исследования и разработки в теоретической и практической сфере, обычно результаты докладывались на многочисленных научных конференциях (включая студенческие). Поднимались и изучались такие проблемы как деятельность экологического движения, детское экологическое движение, формирование экологической этики и экологической культуры, экологическое краеведение, экологическая политика, экологическое образование, воспитание и просвещение, включая внеклассное, внешкольное и дополнительное образование и воспитание, естественнонаучное образование и просвещение, экологическое сознание, включая экоцентристское, антропоцентристское, экофильное и экофобное сознание, социальная экология, сравнительная и возрастная педагогика и психология.
Заключение
В настоящее время в России остро стоит вопрос сохранения и развития экологического образования и воспитания населения, различных возрастных и социальных групп. Базой для этого должна стать подготовка педагогов-экологов в высшей школе. Потребность в преподавателях данной специализации (в дальнейшем – специальности) высока как в стране, так и в Самарском регионе, и будет возрастать. Актуальность специализации ещё и в том, что многие учебные заведения пытаются дать подготовку в экологическом направлении, но без достаточной базовой экологической основы, что может привести к односторонности в образовании, что, в конечном счёте, даёт перекосы в общественно-социальной, экономической и политической жизни страны. Необходима системная подготовка специалистов.
Специализацию (специальность) «педагог-эколог» с набором базовых естественнонаучных и специальных экологических дисциплин необходимо включать в программы преподавания в университетах и некоторых других высших учебных заведениях педагогического направления как весьма актуальную при подготовке преподавателей высшей, средней (общей) и начальной школ (естественнонаучного, гуманитарного, промышленного, технического, строительного, аграрного, медицинского профилей). Издание пособий по данной тематике следует признать приоритетным и заслуживающим поддержки.
Библиографическая ссылка
Виноградов А.В. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ «ПЕДАГОГ-ЭКОЛОГ» ДЛЯ УНИВЕРСИТЕТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 3-2. – С. 131-135;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11263 (дата обращения: 21.12.2024).