В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, понятие «патриотическое воспитание»[5], рассматривается как часть общего воспитательного процесса в широком смысле слова, и представляет собой систематическую, целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Основной целью Концепции ПВ является определение места и роли воспитания патриотизма у российских граждан как важнейшего направления деятельности общества и государства. В ней сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи, принципы, функции государственных органов, роль и место общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях. Являясь масштабной, многогранной и постоянно совершенствующейся деятельностью – патриотическое воспитание включает в себя социальные, функциональные, целевые, организационные и иные аспекты жизнедеятельности российского общества и опирается на образование, культуру, историю, государство.
На протяжении многих лет, проблемой патриотического воспитания в нашей стране занимались видные ученые [6] Н.С. Крупская, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, И.М. Ястребцов – каждый из них создал уникальное направление патриотического воспитания граждан страны. В своих трудах они определили цель, место и содержание патриотического воспитания.
В современной России имеются научные работы М.В. Циулиной (2012), М.Б. Кусмарцевой, Т.В. Левченко (2014), Алиевой. С.Т. (2012), Мусиной. В.Е (2013), Перегудовой Т.В. (2015), Чаленко О.Е. (2015)., по решению проблем патриотического воспитания с учетом современных вызовов, прежде всего, обусловлены внешней политикой государства.
Анализируя содержание государственных программ по патриотическому воспитанию граждан, хочется отметить, что проблемой патриотического воспитания занимаются не только ученые, но и государство, политики, общественные деятели и т.д., создавая социальные, экономические правовые, педагогические и иные условия для реализации программ. Социализация российского общества имеет огромное политическое значение в контексте патриотического воспитания граждан. Огромное внимание уделяется созданию волонтерского движения патриотической направленности и развитие студенческих отрядов правоохранительной направленности. Все это необходимо для осознания сущности проблемы и консолидированного решения обществом. Для того чтобы понять смысл проблемы, необходимо наглядно изучить содержание государственных программ, приведем их ниже в виде таблицы.
Сравнительный анализ содержания государственных программ по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации
№ п.п |
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» |
Цель |
Задачи |
Направления |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2001–2005 гг. [1] |
Развитие системы ПВ граждан РФ, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания, обеспечить решение задач по консолидации общества |
Создание механизма обеспечивающего становление и эффективное функционирование государственной системы ПВ Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбе мира Формирование личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны Формирование комплекса нормативного, правового и организационно – методического обеспечения функционирования системы ПВ |
Создание нормативной правовой базы ПВ граждан Российской Федерации; Совершенствование деятельности институтов государственной власти в области ПВ граждан РФ; Система мер государственных институтов по совершенствованию процесса ПВ граждан РФ; Государственное воздействие на пропаганду патриотизма в средствах массовой информации Консолидация и координация общественных объединений и организаций в интересах ПВ граждан РФ Формирование научно-теоретических и методических основ ПВ граждан РФ |
2 |
2006–2010 гг. [2] |
Совершенствование системы ПВ, обеспечивающий развитие России как свободного, демократического государства |
Продолжить создание системы ПВ Проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма |
Совершенствование процесса ПВ; Развитие научно-теоретических и методических основ ПВ; Координация деятельности общественных организаций (объединений) в интересах ПВ; Информационное обеспечение в области ПВ; Использование государственных символов России в ПВ |
окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
2011–2015 гг. [3] |
Дальнейшее развитие и совершенствование системы ПВ граждан |
Повышение роли государственных и общественных структур в формировании у граждан РФ высокого патриотического сознания; Совершенствование нормативно-правового, методического и информационного обеспечения функционирования системы ПВ граждан; Внедрение в деятельность организаторов и специалистов ПВ современных форм, методов воспитательной работы; Повышение профессионализма организаторов и специалистов ПВ |
Совершенствование системы ПВ граждан РФ; Организация ПВ граждан в ходе подготовки и проведения мероприятий, посвященных юбилейным и другим памятным событиям истории России Формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и призыву; Использование государственных символов РФ в ПВ граждан |
4 |
2016–2020 гг. [4] |
Создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны |
Развитие научного и методического сопровождения системы ПВ граждан Совершенствование форм и методов работы по ПВ с учетом динамично меняющихся условий Развитие военно-патриотического воспитания, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах РФ Создание условий для развития волонтерского движения, как инструмент гражданско-патриотического воспитания Информационное обеспечение ПВ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях |
Научно-исследовательское и научно-методическое сопровождение ПВ граждан; Совершенствование форм, методов работы по ПВ; Военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, развитие практики шефства воинских частей над образовательными организациями; Развитие волонтерского движения как важного элемента системы ПВ граждан; Информационное обеспечение ПВ граждан |
Вывод следует, на основании вышеизложенного анализа государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Анализируя таблицу, необходимо обратить внимание на трансформацию всех составляющих: цели, задачи и направления. Необходимо констатировать положительную динамику развития процесса патриотического воспитания в нашей стране на основе богатого исторического прошлого, современных научных форм и методов патриотического воспитания молодежи, консолидации общественных организаций по патриотическому воспитанию, государственных органов, научных организаций, воинских частей и т.д. В целом государственная поддержка и регулирование вопроса патриотического воспитания граждан России крайне необходимы, активизация политических деятелей в борьбе за патриотизм как движущей идеи государства. На сегодняшний день, реализация государственных программ как фундамент, для развития патриотического движения на территории Российской Федерации, тем самым выполняя государственную задачу – воспитание патриотов страны!
Библиографическая ссылка
Нарежнев А.Е. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 3-2. – С. 139-142;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11265 (дата обращения: 21.12.2024).