Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 4 ЧЕТВЕРТИ ПЕРВОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КЛАССА ДЛЯ ГЛУХИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Чернышкова Е.В. 1 Евтушенко И.В. 1
1 Московский педагогический государственный университет
Разработка содержания учебного предмета «Музыкально-ритмические занятия» для глухих обучающихся, соответствующего требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования обучающихся с ОВЗ, является актуальной задачей специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Нарушения слуха, речи и движений глухих обучающихся, требуют применения учебно-методического обеспечения, повышающего эффективность мер, направленных на преодоление имеющихся нарушений. Музыкальному воспитанию глухих детей младшего школьного возраста уделено недостаточно внимания в материалах современных психолого-педагогических исследований. В статье изложены материалы исследования, осуществленного в рамках организованного Министерством образования и науки РФ Проекта «Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 дополнительный класс)».
музыкально-ритмические занятия
глухие обучающиеся
календарно-тематическое планирование
1. Волкова Т.Г., Евтушенко И.В. Роль музыкального воспитания в эстетическом развитии умственно отсталых старшеклассников // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – №11. (часть 1). – С. 9–12.
2. Евтушенко Е.А., Артемова Е.Э., Евтушенко И.В., Тишина Л.А. Проектирование модели реализации основной профессиональной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «специальное (дефектологическое) образование» в условиях сетевого взаимодействия // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130–23919 (дата обращения: 03.12.2015).
3. Евтушенко Е.А., Чернышкова Е.В. Педагогические условия эффективности эстетического воспитания глухих детей в музыкально-ритмической деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20818 (дата обращения: 09.01.2017).
4. Евтушенко И.В. Методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых школьников // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10 (часть 13). – С. 2963–2966.
5. Евтушенко И.В. Модель социально-культурной реабилитации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Культура и образование. – 2015. – № 4 (19). – С.88–95.
6. Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-сирот: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003. – 144 с.
7. Евтушенко И.В. Некоторые аспекты формирования нравственной культуры детей с интеллектуальным недоразвитием // Вестник Университета Российской академии образования. – 2008. – №2(40). – C. 113–115.
8. Евтушенко И.В. Основные понятия учебного предмета «Музыка» для обучающихся с легкой умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25494 (дата обращения: 09.11.2016).
9. Евтушенко И.В. Примерное календарно-тематическое планирование первого класса учебного предмета «Музыка» для обучающихся с легкой умственной отсталостью // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – №11 (часть 2). С.153–158.
10. Евтушенко И.В. Система работы по музыкальному воспитанию в специальных (коррекционных) школах-интернатах VIII вида // Вестник университета Российской академии образования. – 2007. – №3 (37). – С. 58–60.
11. Евтушенко И.В. Современные подходы к разработке модели социализации умственно отсталых детей // Особые дети в обществе: Сб. науч. докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. 26–28 октября 2015 г. – М., 2015. – С. 68–75.
12. Евтушенко И.В. Формирование основ музыкальной культуры умственно отсталых школьников в системе специального образования: дис… д-ра пед. наук. – М., 2009.
13. Евтушенко И.В., Герасимова С.Н. Формирование специальных (дефектологических) компетенций у студентов педагогического колледжа // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – №1 (часть 1). – С. 102–106.
14. Евтушенко И.В., Готовцев Н.Г., Слепцов А.И., Сергеев В.М. Проблемы формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья глазами инвалидов // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12 (часть 3). – С. 492–496.
15. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К разработке компетенций специалистов в сфере ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24279 (дата обращения: 04.04.2016).
16. Жигорева М.В., Костяшова Л.В. Ритмика как компонент системы музыкального воспитания детей в условиях интеграции // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. – №2 (56). – С. 53–57.
17. Казючиц М.И., Евтушенко И.В. Использование современной авторской песни в музыкальном воспитании умственно отсталых обучающихся // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – №5–5. – С. 790–794.
18. Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи: учеб. пособ. для студ. учреждений высш. проф. образования. – М., 2011. – 336 с.
19. Левченко И.Ю., Евтушенко И.В. Многоуровневая модель диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130–23495 (дата обращения: 02.12.2015).
20. Орлова О.С., Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К вопросу о наименовании должностей педагога-дефектолога, требованиям к образованию и обучению // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=25118 (дата обращения: 09.09.2016).
21. Соловьева И.Л. Комплексный подход к социализации глухих детей с умственной отсталостью в условиях внедрения специальных образовательных стандартов // Особые дети в обществе: Сб. науч. докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. 26–28 октября 2015 г. – М., 2015. – С. 208–212.
22. Соловьева И.Л. Оздоровительная школа-интернат для глухих детей со сложной структурой дефекта – модель нового типа специального (коррекционного) образовательного учреждения: монография. – М., 2010. – 141 с.
23. Шушерова И.С., Евтушенко И.В., Евтушенко Е.А. Возможности использования современных арттерапевтических технологий в работе с детьми с задержанным психическим развитием старшего дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – №12 (часть 2).– С. 433–436.
24. Яхнина Е.З. Музыкально-ритмические занятия с глухими детьми: проектирование на основе ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2015. – №7. – С. 155–159.
25. Яхнина Е.З. Новые подходы к формированию компетенций студентов в области педагогических технологий развития устной речи у лиц с нарушениями слуха // Преподаватель XXI век. – 2013. – Т.1, №1. – С. 144–154.

В последнее время изучению музыкально-ритмических технологий в обучении глухих детей уделяется значительное внимание современных исследователей и практиков [1–25]. Музыкально-ритмическим занятиям глухих обучающихся, являющимися обязательным учебным предметом, входящим в коррекционно-развивающую область внеурочной деятельности, выделяется время с первого дополнительного по четвертый классы. В первом дополнительном, первом и втором классах для реализации учебного предмета «Музыкально-ритмические занятия» предусматривается три часа, а в третьем и в четвертом классах по два часа в неделю. Важно равномерное распределение занятий в течение учебной недели при составлении расписания.

В таблице представлено примерное календарно-тематическое планирование учебного предмета «Музыкально-ритмические занятия» в 4 четверти первого дополнительного класса.

4 четверть, 22 часа

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Речевой материал

Музыкальный материал

предметные

метапредметные

личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

4 четверть (22 часа)

Средства музыкальной выразительности

1

Основные средства музыкальной выразительности

изучения нового материала

Формирование умения определять в небольших пьесах средства музыкальной выразительности. Совершенствование основных движений русской пляски. Воспроизведение гласных звуков кратко и долго с использованием приемов фонетической ритмики. Исполнение песни «Мама»

Формировать умение определять в небольших пьесах средства музыкальной выразительности (темп, динамика). Совершенствовать основные элементы русской пляски (положения рук, перетопы, приседания и др.). Воспроизводить гласные звуки долго и кратко с использованием приемов фонетической ритмики. Отработать долготу звуковедения на примере песни «Мама». Исполнить песню «Мама» с соблюдением ритмического рисунка мелодии

Определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке

Определять под руководством педагога простых, элементарных правил поведения при сотрудничестве

Музыка. Песня. Кратко. Долго. Музыка быстрая. Музыка умеренная. Музыка медленная. Музыка громкая. Музыка тихая

«Детский альбом» П. Чайковский. «Мама» Л. Бакалов.

«Прялица» русская народная песня

2

Изменение заданных движений с ориентировкой на начало и конец музыки

развития умений и навыков

Определение начала и окончания звучания музыки. Фиксирование определенными движениями начала музыки. Изменение заданных движений с ориентировкой на начало и окончание звучания музыки. Проведение музыкальной игры «Найди себе пару». Сольное и коллективное исполнение песни «Мама»

Уметь определять начало и окончание звучания музыки. Уметь фиксировать определенными движениями (хлопками, поворотами, прыжками) начало звучания музыки. Правильно выполнять условия музыкальной игры «Найди себе пару» (завершить движение в момент окончания звучания музыки). Уметь сольно и коллективно исполнять знакомые песни («Мама»)

Слушать и понимать речь других. Делать предварительный отбор источников информации

Уметь в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, как поступить

Будем играть. Будем петь. Слушайте музыку внимательно

«Полянка», «То не ветер ветку клонит», «Прялица» русские народные песни. «Мама» Л. Бакалов

3

Выделение ударного гласного в ряду слогов

изучения нового материала

Формирование умения определять и выделять ударный гласный в ряду слогов с использованием приемов фонетической ритмики. Воспроизведение (на ложках) сильной доли такта песни «Мама». Определение начала и окончания звучания музыки. Составление танцевальной композиции из движений русской пляски

Формировать умение определять на слух и воспроизводить голосом ударный гласный в ряду слогов с использованием приемов фонетической ритмики. Исполнять на ложках сильную долю такта в песне «Мама». Определять начало и окончание звучания музыки. Уметь из предложенных учителем плясовых движений составить элементарную композицию русской пляски

Слушать и понимать речь других. Уметь ориентироваться в пространстве

Понимать причины неудач в собственной учебе

Будем говорить. Говорите правильно. Песня называется «Мама». «Русская пляска»

«Мама» Л. Бакалов.

«Прялица» русская народная песня

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

4

Определение в небольших пьесах динамики звучания

изучения нового материала

Формирование умения определять в небольших пьесах средства музыкальной выразительности (динамику). Определение на слух громкой, тихой, негромкой музыки. Разучивание танцевальной композиции «Русская пляска». Совершенствование навыка начинать движение после вступления. Исполнение песни «Мама» с разной силой голоса (громко – тихо)

Формировать умение в небольших пьесах определять средства музыкальной выразительности (динамику звучания). Воспринимать и определять на слух громкую, тихую и негромкую музыку.

Запомнить последовательность плясовых движений композиции «Русская пляска». Уметь начинать движение сразу после вступления. Менять силу голоса. Произносить речевой материал с разной интонацией

Уметь переключаться с одного вида деятельности на другой

Понимать причины успеха в собственной учебе

Музыка громкая (тихая, негромкая). Какая музыка? Русская пляска

«Детский альбом» П. Чайковский. «Прялица» русская народная песня. «Мама» Л. Бакалов

5

Определение в небольших пьесах динамики звучания

развития умений и навыков

Определение в небольших пьесах средства музыкальной выразительности (динамику звучания). Воспроизведение ударного гласного звука в ряду слогов с использованием приемов фонетической ритмики. Воспроизведение ударного слога (на примере текста «Мама»). Эмоциональное исполнение песни «Мама»

Определять в небольших пьесах средства музыкальной выразительности (динамику). Воспроизводить ударный гласный в ряду слогов с использованием приемов фонетической ритмики. Воспринимать на слух и воспроизводить сопряженно с учителем ударный слог (на примере текста песни «Мама»). Под управлением и аккомпанемент учителя эмоционально исполнять песню «Мама»

Ориентироваться в разных источниках звука. Уметь переключаться с одного вида деятельности на другой

Уметь делать выбор, как поступить в предложенной учителем ситуации

Повторение ранее изученного материала

«Детский альбом» П. Чайковский.

«Мама» Л. Бакалов

6

Изменение заданных движений с ориентированием на начало и конец музыки

развития умений и навыков

Совершенствование навыка начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и окончанием звучания музыки. Восприятие и определение динамики звучания музыкальной пьесы. Исполнение песни «Кто как кричит»

Совершенствовать навык одновременно с музыкой начинать и заканчивать заданные движения. Уметь фиксировать движениями начало и окончание звучания музыки. Воспринимать на слух и определять динамику звучания музыкальной пьесы. Исполнять песню сопряженно с учителем, реализуя сформированные произносительные навыки и умения. Начинать декламацию песни «Кто как кричит» сразу после вступления

Бережно относиться к окружающим предметам. Знать и называть домашних животных

Проявлять интерес к предложенным заданиям. Иметь мнение о предложенном музыкальном (танцевальном, песенном) материале

Идите. Бегите. Станьте ровно. Какая музыка? Что будем делать?

«Из-под дуба» русская народная песня.

«Детский альбом» П. Чайковский. «Кто как кричит» В. Иванников

7

Коллективная декламация песен

развития умений и навыков

Воспроизведение ритмического рисунка мелодии. Исполнение ритмического аккомпанемента песни «Веселый поезд». Исполнение песен «Мама», «Веселый поезд», «Кто как кричит». Совершенствование плясовых движений «Русская пляска». Проведение музыкальной игры на определение динамики «Кто в домике живет»

Воспроизводить ритмический рисунок мелодии по графической записи. Исполнять ритмический аккомпанемент песни «Веселый поезд» в ансамбле и сольно. Исполнять сильную долю такта песни. Исполнять песни «Мама», «Веселый поезд», «Кто как кричит» передавая характер и реализуя сформированные произносительные навыки, при этом соблюдая ритмический рисунок. Правильно, ритмично, легко выполнять плясовые движения, передавая музыкальный образ. Соблюдать условия и правила музыкальной игры

Уметь определять и выделять необходимые признаки. Использовать разные источники информации

Иметь собственное мнение о поведении других детей

Песня называется. Будем играть. Игра называется. Музыка громкая. Музыка тихая

«Веселый поезд» З. Компанеец. «Мама» Л. Бакалов. «Кто как кричит» В. Иванников. «Прялица» русская народная песня.

«Кто в домике живет» Е. Тиличеева

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

8

Изменение заданных движений на смену музыкальной динамики (громкая, тихая музыка)

развития умений и навыков

Развитие умения изменять заданные движения, ориентируясь на смену музыкальной динамики (громкая, тихая музыка). Разучивание музыкальной игры на различение музыкальной динамики «Зайцы и Охотник». Знакомство с песней «Идет коза рогатая». Эмоциональное исполнение танцевальной композиции «Русская пляска»

Изменять заданные движения на смену музыкальной динамики. Уметь передавать через движения воображаемый образ. Воспринимать на слух громкую и тихую музыку. Соблюдать условия и правила музыкальной игры. Знать и понимать содержание песни «Идет коза рогатая». Уметь передавать через движения игривый, плясовой характер танцевальной композиции «Русская пляска», при этом соблюдать рисунок композиции

Выделять главное на уроке. Развивать слуховое восприятие

Усвоить правила поведения при общении с другими детьми

Музыка громкая (тихая). Танцуйте весело, легко, красиво

«Как у наших у ворот», «Прялица», русские народные песни. «Комическая полька» М. Раухвергер. «Идет коза рогатая» В. Витлин

9

Определение в небольших пьесах темп музыки (быстрая, медленная, умеренная музыка)

развития умений и навыков

Формирование умения определять в небольших пьесах средства музыкальной выразительности (музыкальный темп). Развитие умения воспринимать на слух и выделять ударный гласный в словах с использованием приемов фонетической ритмики. Разучивание песни «Идет коза рогатая». Проведение музыкальной игры на различение темпа музыки «Игра с обручами»

Формировать умение и навык определять в небольших пьесах средства музыкальной выразительности (темп). Воспринимать на слух и выделять в словах ударный гласный с использованием приемов фонетической ритмики (сопряженно с учителем и самостоятельно). Воспроизводить под аккомпанемент учителя ритмический рисунок песни «Идет коза рогатая». Выучить 1 куплет песни. Выполнять условия музыкальной игры, выполнять движения сопряженно с темпом музыки

Уметь слушать и определять источник звука

Развивать свои творческие возможности и способности

Музыка быстрая (медленная, умеренная). Обруч

«Детский альбом» П. Чайковский. «Идет коза рогатая» В. Витлин. «Игра с обручами» А. Петров

10

Ударение в 2–3сложных словах

развития умений и навыков

Восприятие на слух и воспроизведение ударения в двух-, трехсложных словах с использованием приемов фонетической ритмики. Исполнение ритмического аккомпанемента песни «Идет коза рогатая». Разучивание текста песни «Идет коза рогатая». Выполнение гимнастических упражнений с мячом

Воспринимать на слух и воспроизводить сопряженно с учителем и самостоятельно ударение в двух-, трехсложных словах с использованием приемов фонетической ритмики. Исполнять ритмический аккомпанемент песни «Идет коза рогатая» коллективно и сольно. Ритмично, легко и синхронно выполнять гимнастические упражнения с мячом

Уметь считать до 2 и до 3. Бережно относиться к окружающим предметам

Дать характеристику своим действиям

Говорите правильно. Мяч

«Идет коза рогатая» В. Витлин. «Вальс» Ф. Шуберт

11

Коллективная декламация песен под музыку

развития умений и навыков

Коллективная декламация знакомых песен под управлением и аккомпанемент учителя

Исполнять знакомые песни под аккомпанемент и управлением учителя, в записи, соблюдая ритм, темп, характер звуковедения, реализуя сформированные произносительные навыки и умения. Уметь дать краткую характеристику исполняемой песне

Выделять в явлениях существенное и несущественное

Дать оценку действию одноклассника

Будем петь песни. Песня называется. Какая песня?

Выученные ранее песни

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

12

Определение средств музыкальной выразительности (темп)

развития умений и навыков

Восприятие на слух и определение средств музыкальной выразительности (музыкальный темп). Изменение заданных движений на смену музыкального темпа. Восприятие на слух и выделение ударения в двух-, трехсложных словах. Исполнение разнотемповых песен «Веселый поезд» и «Идет коза рогатая». Проведение музыкальной игры на различение музыкального темпа «Игра со стульчиками»

Воспринимать на слух и определять средства музыкальной выразительности (музыкальный темп). Менять заданные движения на смену музыкального темпа, фиксировать остановкой окончание звучания музыки. Воспринимать на слух и воспроизводить ударение в двух-, трехсложных словах с использованием приемов фонетической ритмики. Исполнять песни в соответствующем темпе (быстро, умеренно) «Веселый поезд», «Идет коза рогатая», соблюдая нормы орфоэпии и полученные произносительные навыки. Соблюдать правила музыкальной игры

Ориентироваться в пространстве. Определять главное на уроке

Проявлять толерантность по отношению к другим

Какая музыка? Музыка быстрая (медленная, умеренная)

«Детский альбом» П. Чайковский. «Из-под дуба» русская народная песня. «Веселый поезд» З. Компанеец. «Идет коза рогатая» В. Витлин

13

Изменение заданных движений на смену динамики

развития умений и навыков

Изменение заданных движений на смену динамики музыки. Проведение музыкальной игры на смену динамики музыки «Зайцы и Охотник». Исполнение песен в разной динамической манере «Мама», «Идет коза рогатая»

Изменять заданные движения на смену музыкальной динамики. Фиксировать остановкой окончание звучания музыки. Соблюдать правила музыкальной игры. Уметь владеть силой голоса. Декламировать песни коллективно и сольно под аккомпанемент и управлением учителя. Понимать основные дирижерские жесты

Знать и называть времена года. Бережное отношение к окружающей среде

Сопереживать неудачам других. Предложить свой вариант выхода из сложившейся ситуации

Какая музыка? Музыка тихая (громкая). Пойте тихо (громко). Не кричите

«Комическая полька» М. Раухвергер. «Мама» Л. Бакалов. «Идет коза рогатая» В. Витлин

14

Разучивание танцевальной композиции «Бабочки»

изучения нового материала

Разучивание танцевальной композиции «Бабочки». Совершенствования умения ориентироваться в пространстве. Знакомство с песней «Весна». Эмоциональное исполнение песен «Веселый поезд», «Мама», «Идет коза рогатая». Выполнение гимнастических упражнений со скакалками

Знать сюжет танцевальной композиции «Бабочки». Запомнить основные движения и последовательность их. Уметь ориентироваться в пространстве (в классе). Иметь представление о содержании песни «Весна». Уметь дать краткую характеристику песне. Эмоционально исполнять знакомые песни. Легко, ритмично выполнять гимнастические упражнения со скакалками

Иметь представление о бабочках. Ориентироваться в пространстве

Уметь преодолеть трудности в обучении

Танцуйте легко, весело. Встаньте по два (по одному)

«Вальс» П. Чайковский. «Весна» немецкая народная песня. «Веселый поезд» З. Компанеец. «Мама» Л. Бакалов.

«Идет коза рогатая» В. Витлин. «Простодушие» М. Глинка

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

15

Разучивание песни «Весна»

изучения нового материала

Разучивание текста песни «Весна». Совершенствование навыка определять и различать средства музыкальной выразительности (темп, динамика) в небольших музыкальных пьесах. Проведение музыкальных игр на определение средств музыкальной выразительности «Игра со стульчиками», «Зайцы и Охотник», «Кто в домике живет»

Знать текст 1 куплета песни. Совершенствовать навык воспринимать, определять и различать средства музыкальной выразительности (темп, динамика) в небольших музыкальных пьесах. Уметь ориентироваться в пространстве. Совершенствовать основные движения танцевальной композиции «Бабочки». Выполнять правила и условия музыкальных игр «Игра со стульчиками», «Зайцы и Охотник», «Кто в домике живет»

Иметь элементарные знания о жизни домашних животных и насекомых

Знать элементарные правила поведения во время проведения игр

Какая музыка? Послушай. Отвернись

«Весна» немецкая народная песня. «Комическая полька» М. Раухвергер. «Вальс» П. Чайковский

16

Определение средств музыкальной выразительности (регистр)

развития умений и навыков

Формирование умения определять в небольших пьесах средства музыкальной выразительности (музыкальный регистр). Проведение музыкальных игр на различение регистров в музыкальном звучании «Зайцы и медведь», «Кот и мыши». Совершенствование основных танцевальных движений композиции «Бабочки». Разучивание песни «Весна»

Определять в небольших пьесах средства музыкальной выразительности (музыкальный регистр). Выполнять условия и правила музыкальных игр на различение регистров в музыкальном звучании «Зайцы и медведь», «Кот и мыши». Легко, ритмично выполнять движения танцевальной композиции «Бабочки». Совершенствовать произносительные навыки при исполнении 1 куплета песни «Весна». Исполнять в ансамбле ритмический аккомпанемент песни

Ориентироваться в мире музыкальных и не музыкальных звуков. Делать предварительный отбор источников информации

Делать выбор в предложенной ситуации общения и сотрудничества

Высоко. Низко. Станьте свободно

«Детский альбом», «Вальс» П. Чайковский. «Весна» немецкая народная песня

17

Выделение логического ударения во фразе

развития умений и навыков

Формирование и развитие умения выделять логическое ударение во фразе с использованием приемов фонетической ритмики. Совершенствование навыка произносить речевой материал без напряжения, голосом нормальной высоты, силы и тембра. Исполнение ритмического аккомпанемента песни «Весна» в ансамбле и сольно. Эмоциональное исполнение песни «Веселый поезд»

Воспринимать на слух и выделять логическое ударение во фразе по подражанию и сопряженно с учителем используя приемы фонетической ритмики. Воспринимать на слух и воспроизводить речевой материал естественным голосом, без напряжения, голосом нормальной высоты, силы и тембра, соблюдать нормы орфоэпии. Исполнять в ансамбле и сольно на ложках ритмический рисунок песни «Весна». Эмоционально исполнять песню «Веселый поезд»

Понимать, определять и выделять главное на уроке. Ориентироваться во временах года

Владеть элементарными правилами поведения при сотрудничестве

Послушайте. Повторите. Слушайте внимательно. Танцуйте. Пойте

«Весна» немецкая народная песня. «Веселый поезд» З. Компанеец

18

Изменение заданных движений на смену темпа

развития умений и навыков

Совершенствование навыка начинать движение после вступления. Восприятие на слух и различение быстрого и медленного темпа музыки. Изменение заданных движений на смену темпа. Исполнение песни «Весна». Эмоциональное исполнение композиции «Бабочки»

Воспринимать начало звучания музыки, начинать выполнять заданные движения сразу после вступления. Менять заданные движения на смену музыкального темпа. Фиксировать остановкой движения окончание звучания музыки. Реализовывать полученные произносительные навыки во время декламации песни «Весна». Легко, ритмично, синхронно, эмоционально исполнять танцевальную композицию «Бабочки»

Уметь пользоваться графическими записями, подбирать картинки, таблички, карточки

Сопереживать неудачам других. Самому преодолевать трудности в обучении

Какая музыка? Идите. Бегите. Остановитесь

«Весна» немецкая народная песня.

«Вальс» П. Чайковский. Ритмичная музыка в записи

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

19

Определение средств музыкальной выразительности (темп, регистр)

обобщения и систематизации знаний

Совершенствование навыка определять в небольших пьесах средства музыкальной выразительности (темп, регистр). Изменение заданных движений в соответствии со сменой темпа и музыкального регистра. Исполнение танцевальной композиции «Бабочки». Эмоциональное исполнение песни «Весна»

Определять в небольших пьесах средства музыкальной выразительности (темп, регистр). Менять заданные движения в соответствии со сменой темпа и музыкального регистра. Начинать и заканчивать движения одновременно с началом и окончанием звучания музыки. Правильно воспроизводить звуки и звукосочетания сопряженно с учителем с использованием приемов фонетической ритмики. Исполнять танцевальную композицию «Бабочки» легко, ритмично, правильно. Эмоционально, естественным голосом, без напряжения исполнять песню «Весна»

Выделять в явлениях существенные и несущественные признаки. Уметь считать до четырех

Уметь делать собственный выбор в сложившейся ситуации

Музыка быстрая (медленная, высокая, низкая)

«Детский альбом», «Вальс» П. Чайковский. «Весна» немецкая народная песня. «Музыкальный букварь» Е. Тиличеева

20

Определение характера музыки и средств муз. выразительности (темп, регистр, динамика)

обобщения и систематизации знаний

Определение характера музыки и средств музыкальной выразительности в небольших музыкальных пьесах, песнях и танцах. Эмоциональное исполнение песен «Кукла заболела», «Веселый поезд». Эмоциональное исполнение русских плясок «С платочком», «Русская пляска»

С помощью учителя и самостоятельно определять характер музыки и средства музыкальной выразительности в небольших пьесах, песнях и танцевальной музыки. Эмоционально исполнять знакомые песни и русские пляски. Передавать в плясках плясовой характер (веселый, игривый, озорной)

Уметь задавать вопросы. Использовать различные виды деятельности

Понимать причины собственных удач и неудач

Музыка быстрая (медленная, умеренная, тихая, громкая, высокая, низкая)

«Детский альбом» П. Чайковский. «Кукла заболела» А Филиппенко. «Веселый поезд» З. Компанеец. «Прялица», «Калинка» русские народные песни

21

Изменение заданных движений на смену звучащего регистра

обобщения и систематизации знаний

Изменение заданных движений на смену музыкального регистра. Проведение музыкальных игр на определение высоты звука «Вороны и воробьи», «Кот и мыши». Эмоциональное исполнение песен «Весна», «Кто как кричит»

Начинать и заканчивать движения одновременно с началом и окончанием звучания музыки. Воспринимать на слух и двигаться в соответствии со сменой звучащего музыкального регистра. Передавать игровой образ, соблюдать правила музыкальной игры. Эмоционально и музыкально исполнять песни, сохраняя темп и ритмический рисунок мелодии

Владеть навыками смыслового чтения. Ориентироваться во временах года

Владеть элементарными правилами поведения на уроке

Будем играть. Кто первый? Кто победил?

«Музыкальный букварь» Е. Тиличеева. «Весна» немецкая народная песня. «Кто как кричит» В. Иванников

22

Определение характ. музыки и средств муз. выразительности

Контроля знаний

Определение характера музыки и средства музыкальной выразительности в небольших пьесах. Эмоциональное исполнение танцевальной композиции «Бабочки». Эмоциональное исполнение песен по выбору

Самостоятельно определять характер музыки и основные средства музыкальной выразительности в небольших пьесах, знакомых песнях. Эмоционально исполнять танцы и песни по выбору

Уметь переключаться с одного вида деятельности на другой

Знать правила поведения при сотрудничестве. Объяснить свой выбор

Будем петь. Будем танцевать. Какая музыка?

«Детский альбом», «Вальс» П. Чайковский. Выученные ранее песни и танцы

 


Библиографическая ссылка

Чернышкова Е.В., Евтушенко И.В. ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 4 ЧЕТВЕРТИ ПЕРВОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КЛАССА ДЛЯ ГЛУХИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 3-2. – С. 143-150;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11266 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674