В начале третьего тысячелетия человеческое общество столкнулось с рядом глобальных проблем: прежде всего это: ухудшение здоровья практически всех возрастных групп; резкое падение рождаемости, увеличением числа разводов, неполных и неблагополучных семей; высокий уровень загрязнения окружающей среды, ухудшение качества продуктов питания и воды.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья; это индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения личных проблем и запросов; это система личной научно – обоснованной профилактики заболеваний; это модель поведения индивида в данных конкретных условиях жизни, уменьшающая риск возникновения заболеваний (разные условия жизни предполагают различные модели здорового поведения); это система жизни, обеспечивающая достаточный и оптимальный обмен человека со средой и тем самым, позволяющая сохранить здоровье на безопасном уровне.
При таком понимании здоровья можно сказать, что основная цель медицинского образования – научить студентов быть здоровыми в течение всей собственной жизни и способствовать укреплению и сохранению здоровья других людей. Образ жизни формируется обществом или группой людей, в которой живет человек и реализуется в 4 сферах: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой. Разработка принципов и формирование ЗОЖ – прерогатива медицины и других наук о человеке.
ВОЗ к наиболее распространенным факторам, отрицательно влияющим на здоровье современного человека при неправильной организации жизни, относит: психоэмоциональные перегрузки, недостаточную физическую активность, нерациональное питание и связанную с этим избыточную массу тела, вредные привычки – курение, злоупотребление алкоголем, наркоманию. Важно подчеркнуть, что отрицательное влияние большинства из этих факторов можно уменьшить или предотвратить мерами, осуществляемыми самим человеком, то есть путем само оздоровления.
Как показали исследования, главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья, активно формировать здоровье человека, модифицируя его образ жизни, обучая формам поведения, направленным на сохранение, укрепление здоровья, повышение работоспособности. Влияя на образ жизни человека, мы можем существенно изменить состояние его здоровья.
Поэтому изменение отношения к своему здоровью, прежде всего, проблема воспитательная. И общество предъявляет социальный заказ системе образования – усилить работу по оздоровлению школьной среды, укреплению здоровья детей и формированию у них ЗОЖ. Формированию установок на здоровый образ жизни способствуют занятия спортивными играми, как в их классическом воплощении, так и по упрощенным правилам. Овладение элементами спортивных игр способствует развитию навыков движений, психологическое их воздействие облегчает компенсацию физических, психических и социальных изменений личности, нормализуя социальную значимость, повышая психологическую устойчивость в условиях ограниченного времени – это замечательное средство расширения коммуникативного пространства и повышения двигательной активности человека. Причем даже пассивное участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях способствует активному проведению досуга, отвлекает от проблем, ухода в болезнь, ведет к оздоровлению, способствует нормализации психоэмоционального состояния. Одновременно должна идти полноценная подготовка врачей с валеологическим образование. Девиз – «Здоровье через образование». При этом – «Образование не должно даваться ценой здоровья!» Кафедрой нормальной физиологии с курсом валеологии проводится огромная работа по формированию здорового образа жизни совместно с кафедрой физического воспитания и здоровья. Так для активизации познавательной деятельности и акцентированию внимания на собственном здоровье и образе жизни на дисциплинах валеология и физиология проводится оценка функционального состояния студента (определение и оценка антропометрических показателей, оценка состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем, рассчитываются индивидуальные показатели жизненной емкости легких, основных показателей гемодинамики в покое и при физической нагрузке и т.д.), а так же предлагаются методы коррекции при изменении или отклонении каких-либо данных. Несомненно, что коррекцию физического состояния по силам решить кафедре физического воспитания и здоровья. Студентам предлагаются не только традиционные занятия физкультурой, но и участие в различных культурно-массовых мероприятиях вне практических занятий. Например, акция «Движение – жизнь, здоровье, активное долголетие» (совместно с модулем валеологии, институтом иностранных языков и научно-практическим центром физической культуры РК); походы по окрестностям города, выезды на высокогорный каток «Медео»; посещение спортивных городских и республиканских мероприятий: посещение чемпионатов (чемпионат Мира по футболу среди женских команд, матч по хоккею Москва – Алматы); проводятся межфакультетские спартакиады среди студентов по плану спортивно-массовой работы кафедры. Данные виды работ направлены не только на стимулирование познавательной деятельности и заинтересованности студентов в занятиях физической культурой, но так же направлены на сплочение и единение студентов, формирование и развитие патриотизма.
Таким образом, кафедрой нормальной физиологии с курсом валеологии проводится большая работа по пропаганде здорового образа жизни среди студентов – будущих врачей. Мы считаем, что решение проблемы сохранения здоровья здорового человека возможно только при условии подготовки и интеграции в общество врачей-специалистов со знанием основ валеологии, которые в тесном взаимодействии с представителями семейной медицины и другими специалистами способны вывести прогрессивно ухудшающуюся ситуацию со здоровьем нации из тупика/
Библиографическая ссылка
Рослякова Е.М., Алипбекова А.С., Игибаева А.С., Бисерова А.Г., Байжанова Н.С., Касенгазы А. ЗНАЧЕНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 3-2. – С. 172-173;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11274 (дата обращения: 30.12.2024).