Имеется значительный объем публикаций, посвященный вопросу определения места происхождения срубленной древесины на основе дендрохронологической информации [1,2,3,4,5,7.8]. Основной объем исследований по этому вопросу выполнен на материале сосны обыкновенной и ели европейской. Нами этот вопрос был дополнительно исследован на материале сосны веймутовой. Это североамериканский вид, успешно произрастающий в условиях интродукции на территории России. Материал для исследований был собран нами в Московской области (дендрарий МГУ, дендрарий Главного Ботанического сада им. Н.В. Цицина РАН, дендрарий бывшего МГУлеса) и в Ярославской области (дендрарий Переславльского ботанического сада). Методика работ была подробно описана в предыдущей публикации, на всех объектах она была аналогична [6]. Обобщенные индексированные хронологии были подвергнуты кластерному анализу в программе STATISTICA 6.0. Его результаты отражены на рисунке.
Результаты кластерного анализа индексированных древесно-кольцевых хронологий
Как видно из данных рисунка, действительно, степень подобия хронологий внутри вида прямо пропорциональная расстоянию между объектами, на которых они произрастают. Хронологии из Мытищ (МГУЛ) и с северо-востока Москвы (ГБС) более похожи между собой, чем с хронологией с юго-запада Москвы (МГУ). Все вместе они формируют единый кластер по отношению к хронологии из Ярославской области (Переславльский ботсад). Таким образом, принципиальная возможность идентификации места происхождения древесины подтверждается и на примере сосны веймутовой. В основе ее лежат фундаментальные биологические закономерности формирования годичных колец древесины, которые необходимо широко использовать в рамках биологической экспертизы, а также разрабатывать на их основе системы добровольной сертификации легальности заготовки древесины.
Библиографическая ссылка
Румянцев Д.Е., Черакшев А.В. КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДРЕВЕСИНЫ СОСНЫ ВЕЙМУТОВОЙ ПО ДАННЫМ ИЗМЕНЧИВОСТИ ГОДИЧНЫХ КОЛЕЦ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 3-2. – С. 176-177;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11278 (дата обращения: 30.12.2024).