Инновационные изменения технологии работы графика влияют на творческие процессы и на эволюцию профессии в целом. Компьютерная культура графического искусства входит на нынешнем этапе в стадию активного развития, и задача художников – усилить ее гуманистическую, антропоцентрическую направленность.
Сделаем обзор подходов к компьютерной подготовке в системе графического образования развитых стран: Великобритании, Франции, Италии, Швеции, Швейцарии, Южной Кореи, Японии, США. Исследование международного опыта показывает, что проблема совершенствования графического образования актуальна для всех государств. Компьютеризация потребовала повсеместного изменения стандартов подготовки дипломированных специалистов в области художественной графики[1]. Анализ состояния графического образования в нашей стране показал, что среди разнообразных школ профессиональной подготовки, существующих сегодня в Казахстане, особое место занимают те, в которых ведется грамотное и планомерное обучение компьютерным технологиям.
Предложенная нами концепция компьютерной подготовки современных художников графического искусства (в рамках стандарта, представленного учебно-методическим объединением образовательных учреждений в области искусства), ее методика ориентирована на одновременное включение художественного и технического мышления и реализуется посредством погружения в компьютерную среду. Она базируется на следующих положениях: Успех в освоении компьютерных средств графики может быть достигнут при условии возрождения синкретизма художественного и технического мышления.
В процессе изучения графических редакторов необходимо максимально использовать возможности интерактивных мультимедиа.
Подготовка и непрерывная переподготовка специалистов-графиков, владеющих компьютером, зависит от стремительно развивающихся компьютерных технологий, поэтому сама методика, как элемент эволюционного художественно-технического процесса, является «открытой системой» [2].
Компьютер, как новое средство творчества должен изучаться параллельно с традиционными инструментами и методами работы графика, наряду с общими профессиональными дисциплинами, такими как живопись, рисунок, композиция. Освоение технического и программного обеспечения должно начинаться как можно раньше и продолжаться на протяжении всего цикла обучения. Это предопределяет:
2. Расширение возможностей компьютерных технологий – непрерывный динамичный процесс, поэтому, для того чтобы овладеть постоянно изменяющимися компьютерными технологиями, целесообразно расширить блок технических дисциплин курсом, знакомящим студентов с основами вычислительной техники, теорией кодирования, тенденциями развития компьютерной культуры. Эти знания позволят будущим специалистам в дальнейшем самостоятельно изучить любые возможности используемых программ или освоить появившиеся на рынке компьютерного обеспечения новые графические редакторы.
3. Важнейший аспект, обеспечивающий уверенное пользование компьютерными технологиями в работе художника графика – объединение знаний на стыке технических наук и художественно-творческих дисциплин, поэтому освоение компьютера должно быть интегрировано в процесс изучения общих профессиональных и специальных дисциплин. В этом случае понимание компьютерных программ происходит как изучение разговорного языка, усваиваемого во время выполнения других видов деятельности в среде носителей этого языка. Подобный подход позволяет совершенствовать приемы применения компьютерных технологий и активно включает их в методы художественного творчества.
Все это доказывает, что включение компьютерных технологий в художественное проектирование графического искусства задает новый уровень синтеза технического и духовного начал, усиливая, таким образом, гуманистический аспект культуры графики. Компьютерная виртуальная реальность позволяет осуществить переход внутренней интуитивной и интеллектуальной рефлексии субъекта в развернутые внешние предметно-чувственные образы и действия и зримо реализовать эти процессы. Сформированная художником виртуальная модель графического произведения интериоризируется в его сознании, творчески переосмысливается и вновь экстериоризируется на новом уровне, в переработанной форме. Этот двунаправленный процесс экстериоризации и интериоризации проектно-художественных образов активизирует креативное мышление, способствует реализации творческого замысла и принятию адекватного графического решения. Интерактивность компьютерных средств позволяет подключать реципиента к процессу проектирования, что усиливает субъектную ориентацию проектного образа на прогнозируемые ожидания [3].
Комплекс графических композиционных средств и реальная возможность «проживания» событий усиливают интеллектуальную и чувственную рефлексию, в единстве которых и формируется «перцептуально-витальный» художественно-графический образ [4].
Свобода действий художника в виртуальном пространстве позволяет расширить смысловой контекст художественного произведения и усилить его эстетическую значимость [5].
В компьютерном графическом искусстве просматривается четкая логическая цепочка взаимосвязанности структурных элементов компьютерной системы графики. А именно: изменение средств деятельности приводит к эволюции предмета графики. Это, в свою очередь, требует дальнейшей модификации средств – компьютерных технологий.
Библиографическая ссылка
Жолдасбекова К.А., Есенбаева К.А., Махамбетова Н.А., Хабибуллаулы К. МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНИЯТИЯХ ПО ГРАФИЧЕСКОМУ ИСКУСТВУ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 3-2. – С. 186-187;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11283 (дата обращения: 21.12.2024).