Среди сложившихся форм и методов обучения студентов всё большее значение приобретает самостоятельная работа, при этом самым мотивирующим фактором является подготовка к дальнейшей, эффективной профессиональной деятельности. Практика подтверждает, что только добытые самостоятельным трудом знания учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать его и делать выводы [1, 2]. Одной из целей медицинской генетики является поиск маркёров, которые помогут выявить группы высокого риска проявления определённых болезней.
Данное исследование проведено в рамках рабочей программы по дисциплине «Биология» при изучении темы «Генетика и полиморфизм популяций человека». К сбору материала были привлечены студенты 1–го курса. Для характеристики выборки по типам пальцевых узоров мы использовали следующие показатели: распределение узоров по пальцам, частоту встречаемости узора в популяции, индекс интенсивности узора. Кроме того, была проанализирована связь между типами узоров с ростом респондентов. Среди респондентов были представители трёх рас: европеоидной (европеоиды Европы и Азии – 128 человек), монголоидной (монголоиды Казахстана – 20 человек), негроидной (негроиды из стран Африки: Египта, Марокко, Зимбабве, Нигерии и др., обучающиеся в СГМУ – 33 человека).
Как известно, на дистальных фалангах пальцев рук человека могут присутствовать рисунки папиллярных линий трёх основных конфигураций [3]: дуги (А), петли (L), завитки (W). Дуга самый редкий тип узора, не имеет дельты (трирадиуса – места схождения трёх разнонаправленных потоков папиллярных гребней), петля – однодельтовый узор, завиток с двумя дельтами. В некоторых случаях две дельты соответствуют двойной петле. Дельтообразование является заключительным этапом формирования узора и определяет фенотип пальцевых узоров. Сумма дельт на десяти пальцах является характеристикой интенсивности узора, которая может меняться от нуля (если на всех пальцах дуги) до двадцати (если на всех пальцах завитки). В выборке европеоидов из Европы и Азии наибольшее число фенотипов – 6 соответствовало 12 дельтам. При этом у женщин среднее значение индекса интенсивности узора ниже (11,3), чем у мужчин (12,2). Следовательно, у мужчин преобладают более сложные узоры (L и W), у женщин простые (A и L). В результате анализа распределения узоров в выборках, нами обнаружены шесть фенотипов, которые обычно встречаются в популяциях (A, L, W, AL, LW, ALW) с разной частотой (табл. 1). Фенотип АW в популяциях не встречается.
Самым частым фенотипическим классом оказалась комбинация узоров на десяти пальцах – LW. Среди Европеоидов частота фенотипов распределилась следующим образом: LW>ALW>AL>L>W>A, среди монголоидов: LW>АLW>L>W>AL, среди негроидов: LW>AL>L>ALW>W. Нами не обнаружен фенотип – А среди монголоидов Азии и негроидов Африки, что возможно связано с малым числом их выборок. Кроме того, нами проанализирована частота встречаемости дуг, петель, завитков на десяти пальцах у женщин и мужчин среди европеоидов (табл. 2), что определяли процентным соотношением числа пальцев с данным узором к общему числу пальцев в выборке. Во всех выборках распределение по частоте узоров следующее: L>W>A.
Таблица 1
Распределение индивидов по фенотипам пальцевых узоров в различных популяциях
Группы |
Частоты фенотипов ( %) |
|||||
A |
L |
W |
AL |
LW |
ALW |
|
Европеоиды Европы |
2,4 |
8,2 |
4,7 |
12,9 |
37,6 |
34,1 |
Монголоиды Казахстана |
- |
11,5 |
7,7 |
3,8 |
61,5 |
15,4 |
Негроиды Африки |
- |
15,2 |
3,0 |
18,2 |
51,5 |
12.1 |
Таблица 2
Частота встречаемости пальцевых узоров ( %) у представителей разных рас
Группы |
Узоры |
|||||
A |
L |
W |
||||
Абсол. |
% |
Абсол. |
% |
Абсол. |
% |
|
Европеоиды Европы и Азии |
204 |
15,9 |
600 |
46,9 |
323 |
25,2 |
Монголоиды Казахстана |
33 |
16,5 |
145 |
57,5 |
73 |
36,5 |
Негроиды Африки |
29 |
8,8 |
232 |
70,3 |
109 |
33,0 |
Таблица 3
Рост человека и фенотипы по пальцевым узорам
Пол и рост (см) |
Фенотипы по типам узоров на десяти пальцах |
||||
W |
L |
ALW |
AL |
LW |
|
Женский |
166,0 |
166,0 |
165,0 |
163,4 |
161,1 |
Мужской |
183,5 |
178,8 |
176,5 |
173,3 |
166,9 |
У женщин преобладали дуги, у мужчин – завитки. При этом у женщин дуги чаще встречались на пальцах правых рук, завитки на пальцах левых рук. По данным литературы у правшей на правой руке чаще встречаются сложные узоры, у левшей – наоборот [3]. Проведённое нами сравнение частоты встречаемости простых (А) и сложных (W) узоров у правшей и левшей показало небольшое преобладание (63,1 %) на правой руке правшей завиткового узора, чем на левой руке (58,9 %). У левшей частота узоров А и W на правой и левой руках оказалась почти одинаковой (А – 30,3 % и 31,3 %, W – 69,7 % и 68,7 %), что возможно связано с малой выборкой левшей (всего 15 человек). Не исключено, что большая часть лиц, отметивших в анкете, что они левши, являются амбидекстерами, т.е. хорошо владеют и правой и левой рукой, без выделения ведущей руки [4].
Из литературы известен факт коррелятивной связи пальцевых узоров с длиной тела [3]. Отмечается увеличение частоты завитковых узоров у низкорослых и дуговых узоров – у высокорослых мужчин. Нами проанализирована связь между разными фенотипами по типам узоров и ростом обследованных мужчин и женщин (табл. 3).
Средний рост 166,0 см обнаружен у женщин с фенотипами W и L, при других комбинациях узоров наблюдается тенденция к снижению роста. У индивидов мужского пола с фенотипом W отмечен самый высокий средний рост – 183,5 см, все другие комбинации узоров сопровождались понижением средних значений роста.
Дерматоглифические признаки представляют удобную модель для изучения морфологического полиморфизма человечества, широко представленного в природе и не изменяющегося с возрастом. В ряде случаев особенности дерматоглифического комплекса человека можно использовать в качестве дополнительного диагностического критерия установления роли хромосомных аберраций в патогенезе некоторых врожденных аномалий и уродств нервной системы.
Библиографическая ссылка
Алипов В.В., Сигарева Л.Е., Белоногова Ю.В., Синичкина О.В., Комарова Е.Э. МОТИВАЦИЯ АКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 3-2. – С. 212-214;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11305 (дата обращения: 30.12.2024).