Редкая из педагогических профессий имеет столько функций и такой диапазон действий как социальный педагог, в деятельности педагога-предметника – главный аспект образовательный и необходимо реализовывать деятельность в узко предметном пространстве (хотя это «узость» относительная), деятельность любого воспитателя ограничена рамками учреждения образования и предполагает целенаправленное воспитание и обучение в определенном воспитательном учреждении, то для социального педагога характерно совмещение в себе множества функций (воспитателя, организатора, психолога, дефектолога и т.д.). При этом он становится посредником между личностью и социумом. Причем иногда представителю данной профессии необходимо идти от личности к социуму (психолого-социальный подход), опираясь на особенности личности и ее психологию, подбирая, подыскивая и используя факторы среды, окружения для ее развития и совершенствования, нередко выбирать путь социально-психологический, т.е. отталкиваться от особенностей социума, приспосабливаться, преобразуя и используя из него то, что необходимо для совершенствования личности, а нередко и нейтрализуя некоторые ее факторы. В ряде случаев это могут делать различные типы социальных педагогов (есть точка зрения о необходимости различных категорий социальных педагогов, реализующих социально-психологическую или психо-социальную концепцию).
Но как нам кажется, в массе своей это пока затруднительно. Реалии времени диктуют комплексный подход в рассмотрении функций профессии, т.е. сочетание у одного специалиста умений того и другого типа в зависимости от обстоятельств, конкретных ситуаций и диагностических данных. А это рождает нерасторжимое единство двух означенных выше подходов в деятельности одного специалиста.
Подчеркивая своеобразие профессии «социальный педагог», мы одновременно считаем необходимым избежать противопоставление социальных педагогов педагогам школьным. Если это происходит, то идет конфронтация и противопоставление этих специальностей. Такое положение возможно там, где социального педагога считают просто ответственным за внешкольную работу. Правда, это бывает далеко не всегда. Если это происходит, то только усугубили имеющийся разрыв между школьным и внешкольным воспитанием.
Отсюда мы считаем неприемлемой позицию полного отрыва социального педагога от школы. По-видимому, необходимо избегать двух крайностей – полного отказа от школы, «ухода» или, наоборот, превращения любого социального педагога в школьного социального работника.
Социальный педагог, официально работающий в школе, должен стремиться сделать ее максимально открытой обществу, семьям, культурно-досуговым и внешкольным учреждениям, а социальный педагог, деятельность которого по официальному статусу протекает вне школы (медико-психолого-педагогических комиссий, домов творчества, центров реабилитации и т.д.), должен стремиться педагогизировать среду, а школу делать ее непременным и главным компонентом.
Понимая всю объемность этой профессии и широкий спектр функций социального педагога, мы сузили нашу задачу рассмотрением его функции в работе со школьниками, их родителями и учителями.
Естественно, центральная его функция – непосредственно воспитательная, но и воспитательная функция, судя по имеющимся многочисленным концепциям воспитания, может быть различной. Нельзя не согласиться с мнением, что забота социального педагога и социального работника эффективна, если она предусматривает активизацию социально-культурных и социально-педагогических функций общества, семьи, каждой конкретной личности.
Но активизация ресурсов личности школьника через использование ее возможностей и резервов среды с ее реальным потенциалом невозможна без перестройки деятельности самих педагогов. Необходима реализация таких важных функций социального педагога, как интегративная и посредническая.
Возникает вопрос, в чем они должны проявляться?
Социальный педагог должен не только реализовать в деятельности себя, глубоко изучать коллектив и личность, но и привлечь к своей деятельности администрацию школы, учителей, психологов, родителей, общественность и т.д. Это важно еще и потому, что нередко среди многих педагогов и родителей имеет место довольно низкий уровень готовности к работе с детьми, что подтверждают наши исследования. Одновременно с этими двумя функциями должна быть в одном ряду функция диагноста, посредника и консультанта. Не следует социальному педагогу превращаться в простого потребителя данных психолога (если они есть), а активно участвовать в диагностике, при этом подключать к самодиагностике учителей, родителей, учеников. При этом многим из них требуются консультации, которые и необходимо проводить социальному педагогу, расширяя диапазон их знаний и возможностей, нередко выполняя при этом посреднические функции между родителями и учителями, учениками и учителями, общественными и культурно-досуговыми организациями и школой и т.д.
Особенно важна посредническая функция социального педагога в коррекционно-реабилитационной работе, когда при глубокой педагогической запущенности ребенка и следовательно его дезадаптации, ему приходится привлекать к решению проблемы многие организации, представителей разных профессий (юристов, медиков, психотерапевтов и т.д.). Проводя реабилитационную деятельность, социальный педагог и сам становится в определенной степени психотерапевтом, психологом, правоведом и организатором спонсорской помощи.
Выходя на уровень социума, социальный педагог должен по возможности уметь нейтрализовать отрицательные факторы среды, компенсировать их привлечением положительных, использовать все лучшее, что социум может дать ребенку. Оградить, по возможности, подростка от асоциальных групп, аморальных родителей, способствовать устранению вредных для них информационных, экологических и других факторов. В частности, требовать в месте компактного пребывания детей закрытия казино, киосков, распространяющих порнографическую литературу, секс-шопов, вредных производств и т.д. Но, естественно, это крайне сложно по многим экономическим и региональным причинам.
Библиографическая ссылка
Молодцова Т.Д. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 3-2. – С. 214-215;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11306 (дата обращения: 21.12.2024).