Проблема повышения качества образования в современном мире стоит особенно остро. Обращаясь к сводкам российской статистики за последние годы можно увидеть противоречивую тенденцию: количество студентов в высших учебных заведениях увеличивается, соответственно увеличивается количество молодых специалистов, тогда как их уровень знаний снижается. В данных условиях неизбежно появляется необходимость в дополнительной мотивации деятельности, как студентов, так и преподавателей учебных заведениях. При этом учебную и профессиональную мотивацию можно рассматривать как ключ к повышению качества образования.
Очевидна логическая цепочка: при отсутствии либо слабой мотивации у одного из субъектов образовательного процесса страдает качество формируемых у студентов компетенций, что ведёт к появлению специалистов мало способных повышать свою квалификацию, осваивать инновационные технологии. Это несет в себе угрозу развитию общества и государства в целом.
В сложившейся ситуации нужно по-новому взглянуть на трудности, связанные с мотивацией в учебной деятельности.
Принцип мотивационного обеспечения учебного процесса давно является предметом интереса ученых. В мире написаны сотни книг о мотивации, ежегодно профессора и доценты вузов и ссузов поднимают этот вопрос, а в глобальной сети распространяются библиографические списки с лучшими статьями на эту тему. В последние годы наиболее востребованы работы В.И. Гагаринова и А.В. Куклина [1], Ю.Н. Дрешера [2], А.В. Осиповской [4], Т.С. Стрикова [6], И.Л. Ципурского [7], В.Д. Шадрикова, Т.В. Степановой [5] и др.
На основании научных трудов педагогов-исследователей можно рассуждать о том, что в сфере образования имеются проблемы мотивационного обеспечения учебного процесса и теоретического и практического плана, которые требуют анализа и решения.
Цель данного исследования – выявить специфику профессиональной мотивации студентов медицинского ВУЗа и влияние преподавателей на формирование мотивации, подобрать наиболее эффективные методы для развития учебной мотивации.
Объектом исследования является профессиональная мотивация студентов и преподавателей вуза.
Предметом исследования – исследование специфики профессиональной мотивации студентов и преподавателей медицинского вуза.
Гипотеза исследования. Учебная мотивация студентов-медиков станет выше, в случае если:
• будет реализовываться в русле компетентностного подхода с учётом психолого-педагогических особенностей студентов и опорой на профессиональную мотивацию,
• будут разработаны и апробированы методические рекомендации для преподавателей медицинского вуза по мотивации студентов.
Методы исследования:
• Абстрактные: анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
• Экспериментальные: наблюдение; беседа; анкетирование; педагогический эксперимент.
Методологической и теоретической почвой для изучения являются подходы к задаче становления мотивации, разработанные зарубежными и российскими специалистами по психологии и педагогике, психолого-педагогическая теория деятельности.
Среди студентов, пришедших на первый курс университета, определённая часть имеет преимущественно внешнюю мотивацию – отнюдь не заинтересованность в будущей специальности как таковой, а её престижность привлекает студентов, да и выбор профессии зачастую желание родителей. Как правило, студенты с такой мотивацией учатся хуже и имеют «хвосты». Понимая, что мотивирует студентов учиться, а преподавателей – передавать знания, можно говорить об улучшении качества образования и улучшении качества преподавания.
Вхождение России в Болонский процесс увеличило требования к качеству будущих специалистов и способствовало переходу отечественного высшего образования на компетентностный формат, повысило практическую ориентированность подготовки выпускников, стимулировало обязательное применение в процессе обучения интерактивных образовательных технологий. Однако вопрос использования инновационных методик и форм обучения для повышения уровня мотивации студентов изучен слабо.
В настоящее время исследователями выделены следующие факторы, которые способствуют увеличению мотивации студентов к учебной деятельности. К наиболее значимым из них отнесены:
Постановка конечной цели обучения как личностно значимой;
Понимание значимости предмета в будущей профессиональной деятельности. Именно поэтому цели и задачи, поставленные преподавателем, должны отражать цели и задачи студентов;
Выбор заданий, описывающих ситуации, возникающие в жизни и работе по специальности;
Эмоциональность подачи материала – чем больше эмоций возникает при соприкосновении с учебным материалом, тем выше вероятность его запоминания;
Наличие соревновательного момента внутри группы.
Успех в формировании у студентов учебной мотивации, а значит и успех самого образовательного процесса во многом зависит от уровня комфорта в общении между такими категориями участников образовательного процесса как «студент – студент», «преподаватель – студент» и «преподаватель – группа». Ведущая роль в создании благоприятной психологической среды лежит на плечах преподавателя. От преподавателя зависит обеспечение эмоциональной устойчивости студентов на занятиях.
Мы полагаем, что совершенствование преподавания для создания условий проявления самостоятельности студентов, их познавательной активности в проблемно-ориентированной среде практического занятия следует начинать с чёткого проектирования мотивационного компонента. Традиционно мотивацию студентов к учебной деятельности осуществляет преподаватель в начале практического занятия на этапе актуализации знаний. Мы же предлагаем при проектировании каждого этапа занятия предусматривать мотивационный компонент.
Выполняя самоподготовку к практическому занятию, студент согласно полученному заданию для самостоятельной работы структурирует учебный материал и выделяет умения и знания, необходимые для сдачи экзамена, для будущей профессиональной деятельности, а также повышающие его профессиональную эрудицию или необходимые «для дома, для семьи». В качестве варианта домашнего задания, повышающего учебную мотивацию, мы предлагаем студентам написать эссе о значимости данной темы для будущей профессии либо выполнить творческое задание (придумать синквейн, кроссворд, девиз темы занятия и т.д.). Студентам предоставляется право выбрать интересующее их творческое задание, найти в Интернете иллюстративные художественные и видеоматериалы. Примерно с середины семестра, когда студенты уже адаптировались к учебному процессу кафедры, мы используем приёмы «перевёрнутого обучения». В начале занятия проверяем компетентностно ориентированные задания с мотивационным компонентом и проводим конкурс «Почему мне интересна данная тема», причём студенты сами определяют лучший вариант ответа.
На этапе обсуждения теоретических вопросов студенты самостоятельно находят примеры взаимосвязи учебной темы с практикой, будущей профессиональной деятельностью, причём работа часто выполняется командами. В работе используются видеоролики и анимации, которые откладываются в памяти на уровне эмоционального интеллекта, теория о котором набирает все большие обороты в нашей стране. Теоретические аспекты темы подкрепляются компетентностно ориентированными заданиями, проблемными вопросами и задачами. Чтобы заинтересовать студентов преподаватель применяет метод «сторителлинга», причём не только сам рассказывает, но и просит студентов проиллюстрировать содержание темы описанием в художественной литературе, живописи, кинофильмах. Отдельные темы разбираем в форме игровой деятельности. Причём проводим конкурс среди студентов на лучшую игру, разработанную студентами – это и соревновательные игры-пятиминутки и игры «Своя игра», «Что, где, когда» и т.д.
На основе эмоциональной расположенности группы можно выбирать форму для командной работы, будет ли она больше направленная на устную защиту мнения команды, или это будет больше письменно-практическая работа, с объявлением гипотез и результатов. Для повышения уровня познавательной и соревновательной мотивации предложен следующий вариант проведения занятия: преподаватель берет на себя роль модератора занятия и задает ему тон, но основную часть информации студенты получают от своих одногруппников. Главная цель преподавателя при таком подходе научить студента учиться и направить обучение в нужное русло.
Выполнение лабораторной работы на кафедре химии Волгоградского государственного медицинского университета проводится в форме учебно-исследовательской работы, выполняемой либо индивидуально, либо командой.
Положительная сторона данного подхода – приобретение навыка отстаивания собственной точки зрения, обучение принятию решений, основанных на достоверных знаниях, обучению работе в команде. Возможными минусами могут стать конфликтная ситуация между двумя студентами в одной команде, которая решается заменой одного из конфликтующих участником другой команды, или разделением на команды по решению студентов, излишняя стеснительность студентов, когда никто не готов говорить о решении команды, в таком случае преподаватель, как модератор выбирает студента, который будет говорить о результатах работы и задает ему наводящие вопросы.
На занятии применяем приёмы технологии развития критического мышления, в частности такой подход как «плюс – минус – интересно». На этапе рефлексии обязательно проговариваем, что было интересно, полезно, какое приложение может найти этот материал в жизни. Для оценки учебных достижений студентов используем рейтинговую систему, которая увеличивает соревновательную мотивацию у студентов в группе.
Работа по мотивации студентов к учебной деятельности основывалась на:
• безусловном уважении студентов и педагогическом общении в связке студент-преподаватель (эффект Пигмалиона),
• одобрении успехов студентов;
• включала в себя формирование положительного отношения к профессии, в том числе интересными проблемными и компетентностно ориентированными заданиями, предоставление максимальной свободы выбора студентам,
• демонстрацию личного примера,
• стимулирование результата,
• заинтересованность личным опытом студентов.
Проектирование занятия с постоянным обращением к мотивационному аспекту требует подбора ярких примеров и интересных заданий для каждого этапа занятия.
На кафедре химии Волгоградского государственного медицинского университета проведена апробация предложенного нами комплекса мотивационных приёмов в преподавании студентам химии. Общая выборка составила при обучении—–69 студентов, в том числе три группы экспериментальные группы (37 человек, из них 28 девушек, 9 юношей) студентов лечебного и педиатрического факультетов и три контрольные группы (32 человека, из них 22 девушки, 10 юношей) студентов лечебного и фармацевтического факультетов. В контрольных группах обучение проводилось традиционно, в экспериментальных группах студентов мотивации уделялось особое внимание.
Направленность учебной мотивации исследовали и оценивали в контрольных и экспериментальных группах по методике Дубовицкой [3] до и после экспериментального обучения. Исходный уровень мотивации в экспериментальных и контрольных группах студентов практически одинаков, причём преобладала внешняя мотивация. По окончании эксперимента уровень мотивации в контрольных группах остался относительно неизменным, а мотивация в экспериментальных группах из внешней перешла во внутреннюю, со средним уровнем проявления, что свидетельствует об эффективности предлагаемой методики.
Методические рекомендации с рассказом о комплексе мотивационных приёмов были представлены на итоговой конференции цикла профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы». Результаты исследования представленные в данной публикации используются на курсах повышения психолого-педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава Волгоградского государственного медицинского университета. Мы надеемся, что наш опыт мотивации учебной деятельности студентов-медиков будет полезен преподавателям других вузов и станет ключом к повышению качества обучения студентов.
Библиографическая ссылка
Брель А.К., Артюхина А.И., Танкабекян Н.А. ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ – КЛЮЧ К УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 4-1. – С. 9-12;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11316 (дата обращения: 21.11.2024).