Задачи, стоящие перед высшей школой, значительно усложнились. Современное высшее учебное заведение должно не только выпускать профессиональные кадры определённого профиля, но и в значительной степени заниматься научной работой. То есть у него появились обязанности научно-исследовательского института. Теперь недостаточно, чтобы какая-то часть студентов записалась в некое научное студенческое общество, и этим закрывалась бы проблема «Студент и наука». (Вместо «Студент в науке», так как часто оба шли просто параллельными курсами.)
В настоящее время появились конкурсы, системы грантов, где могут участвовать бакалавры, магистры, аспиранты. Для них появилась реальная возможность заниматься наукой и видеть значимость своих результатов. Но требования сегодняшнего дня таковы, что необходимо повышенное количество творческих личностей и коллективов, которые должны вносить свой вклад в научный потенциал нашей страны [1]. Как этого достигнуть? Как создать предпосылки для такого направления развития уже на этапе обучения в высшей школе?
Методы вполне приемлемы. Так уже начиная со второго года обучения, когда студент вошёл в колею правил учебного процесса в вузе, на курсе создаются проектные группы по 5–7 человек. Это аналогия конструкторского бюро, научной лаборатории. Темы для проекта предлагают преподаватели, но возглавляет группу студент с организаторскими способностями. Участники распределяют между собой функции и начинают работу. Но чтобы не превратить всё в формализм, необходимо периодически подводить итоги. Примерно раз в два – три месяца. При этом очень важно, чтобы между группами шло соревнование. Например, по объёму выполненной работы, по качеству собранной информации и её обработке, по наличию инициативы, перспективы развития. И что очень важно, по наличию творческого подхода и поиска новых нестандартных путей решения поставленных задач. Обязательно должны быть элементы соревнования, так как это присуще человеческой природе, и молодым людям в особенности [2]. Кроме того, каждый студент будет чувствовать, что он не просто участник какой-то группы, а он входит в команду. Команду, которая соревнуется, и, следовательно, от каждого участника зависит и победа, и проигрыш. При этом студенты приучаются работать в команде, что актуально в современной науке, когда время одиночек практически ушло. В идеале должна складываться команда единомышленников, объединённых решением общей задачи, преследующие общие цели. (Кстати возможно, что разные группы будут решать одну задачу, но, естественно, по- своему.) И, как известно, в споре рождается истина. То есть молодые люди попутно будут учиться вести диалог, участвовать в дискуссии, отстаивать аргументировано свои идеи. Помимо этого коллектив может повлиять на нерадивых участников.
Также надо отметить, что отношение преподавателей к данному виду коллективной творческой деятельности не должно быть снисходительным, а предлагаемые темы скучными, мелкими и неактуальными. Студенты должны иметь возможность использовать необходимое оборудование, получать консультации и рекомендации. У них должен быть перечень специальной литературы, которой они обязаны воспользоваться, так как поиски истины в интернете могут привести к невежественным и непрофессиональным суждениям.
Таким образом, дополнительное обучение студентов азам научной деятельности и продуктивной работе в коллективе единомышленников позволит вузам качественно выполнять задачу по развитию научного потенциала высшей школы и одновременно готовить специалистов умеющих в дальнейшей профессиональной деятельности творчески работать в команде.
Библиографическая ссылка
Силаев И.В., Радченко Т.И. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 4-1. – С. 38-38;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11326 (дата обращения: 23.11.2024).