Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПЕДАГОГИКА ГУМАНИЗМА

Белялова М.А. 1
1 МАОУ ВО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»

Учебно-методическое пособие представлено материалами по самоопределению студента в нравственных ценностях, составляющих основу гуманистического образования.

В пособии «Вместо предисловия» предложено теоретическое обоснование «Гуманизации образования – императива XXI века», предполагающее выделение терминов, понятий, сущностно значимых для раскрытия содержания информационного материала, и научно предопределяющего глоссарий (гуманизм, гуманистическое образование, гуманитарное образование, ценности социальные, ценностные ориентации), сопровождаемый заданиями по работе со словарями, философскими и педагогическими научными источниками.

Высказывания и афоризмы великих учёных и педагогов направлены на развитие творческого мышления студентов: подготовка эссе, проектов по гуманистически ориентированному образованию, сообщений на научно-практические конференции, публикации статей в сборники научных трудов, и использования данных материалов в период педагогической практики.

Исследование ценностных ориентаций студента направлено на создание «своего портрета» в соответствии с выбранными ценностями-целями и ценностями-средствами; изучение духовно-нравственных ценностей актуализирует ценностные приоритеты студента.

Регламентированная и тематическая дискуссии по гуманистически ориентированным ценностям способствуют самоопределению студента в меняющемся мире.

Публичные чтения рассчитаны для активного обсуждения проблемы гуманизма и человечности: заповеди Святого Павла, волнующие глубиной неведомых студенту истин-установок: «любовь долготерпит», «любовь милосердствует», «любовь самоукоряет», «любовь не мыслит зла», «любовь сорадуется истине» и других, неожиданных в осмыслении великого чувства; Поучение Владимира Мономаха, в котором каждое предложение как наставление: «…старых чтите, как отца, а молодых, как братьев», «лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда», «…напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя…», «больного навестите, покойника проводите», «добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее»; Домострой – книги жизни: «жить во всём по христианскому закону, в чистой совести и правде»; Письмо молодому человеку о науке жить А. Моруа: «моральные ценности – не бессмысленное изобретение дряхлых моралистов. Они потому и называются ценностями, что без них невозможны ни дальнейшее развитие общества, ни счастливая жизнь…», назидательны древние как мир истины: «нельзя жить для себя, надо действовать, надо верить в силу воли, надо хранить верность, нужно уметь быть великим и в малом; цель жизни в том, чтобы превращать каждый день в маленькую вечность; цель также в том, чтобы быть счастливым»; Жемчужная россыпь И. Габирола: «первый шаг на пути к мудрости – молчание, второй-слушание, третий – запоминание, четвёртый – деяние, пятый-преподавание мудрости», «лучшее качество человека-любознательность»; Письмо А.П. Чехова Н.П. Чехову о «воспитанных людях»: «…воспитанные люди…снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы…»; Письма о добром и прекрасном Д.С. Лихачёва: «увеличивать добро в окружающем нас», «мудрость-это ум, соединённый с добротой», «бережное отношение к миру»; Письма к сыну Честерфилда: «…каждому достоинству и каждой добродетели сродни какая-нибудь слабость или какой-нибудь порок», «…человек воспитанный умеет говорить с нижестоящими людьми без заносчивости, а с вышестоящими-уважительно и непринуждённо…».

Каждое произведение сопровождается заданиями, предполагающими отношение студентов к содержанию прочитанного, к себе и к миру.

Публичные чтения предвосхищаются двумя высказываниями, являющимися бесспорными для любящих читать и для тех, кто способен слушать и слышать педагога:

«Есть три вида читателей: первый-это те, кто наслаждается, не рассуждая, другой-те, кто судит, наслаждаясь, и третий – кто наслаждается, рассуждая. Именно эти последние и воссоздают произведение заново. Здесь – ключ к образу творческого читателя. На такого читателя-грамотного, эстетически чуткого, сердечного – ориентируются творцы искусства слова» (Гёте). В повести Тендрякова «Расплата» есть фраза: «Нередко можно услышать беспечное: зачем учить жизни, она, жизнь, сама здорово учит. Учит – да. Но чему? Жизнь-стихия, и крайне неразумно надеяться, что слепая стихия способна подменить педагога» («Новый мир», 1979, №3, с.62).

Прелесть публичных чтений в прелести языка произведений: Поучение Владимира Мономаха, Домострой – это особый строй, особый стиль предложения в первозданном виде, это особое звучание и ненавязчивое назидание, столь гармоничное с чувством читателя, проникновенное и умное.

Публичные чтения предполагают использование произведений, предлагаемых и студентами, которые созвучны читаемым на занятиях, и в этом уникальность происходящего, когда созвучны тема и тональность читаемого, возможно, это создание эмоционального пространства на содержательно значимых произведениях как для преподавателя, так и для студента – то, к чему расположены душа и ум познающих без границ этот мир.

Тематическая дискуссия «О красоте человека» логично продолжает тему публичных чтений на уже имеющемся у студентов опыте духовно – нравственной культуры, что обеспечивает успех в обсуждении сложных проблем истинной красоты человека, и студенты обоснованно выходят на осознание критериев воспитанности и убедительно провозглашают добро, истину и красоту в становление человека культуры.

В пособии предлагается технология проведения регламентированной и тематической дискуссий, важных в контексте решаемых проблем, так как во всём должны быть модель, представление о том, как должно быть правильно и гармонично для соответствия формы содержанию.

Уникальна глава «Каждый решает по-своему», представляющая возможность студенту обратиться к собственной интеллектуальной и духовной культуре, выразить «наболевшее и небезразличное».

В пособии использованы произведения философии и педагогики (21 источник), способствующие реализации содержания по заявленной теме.

Учебно-методическое пособие (4 п.л.) издано в 2016 году и отпечатано в типографии ООО «РДК пресс» (г. Краснодар, ул. Пашковская, 61).


Библиографическая ссылка

Белялова М.А. ПЕДАГОГИКА ГУМАНИЗМА // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 4-1. – С. 62-63;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11354 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674