Впервые первоклассники ознакамливаются с традиционным хозяйством, которые нужны в повседневной жизни в условиях села, поселка. Для этого в процессе внурочной деятельности первоклассники приобретают новые знания с помощью разных способов действий по разведению крупного рогатого скота, коневодства, охоты, рыболовства, оленеводства, растениеводства и разведение домашних птиц – кур.
Содержательная линия: Разведение крупного рогатого скота – традиционное хозяйство якутов. Обычаи, традиции и обряды по разведению скота. Запреты и обереги. Внешнее строение рогатого скота, уход за крупным рогатым скотом (телята, коровы, быки). Разнообразие молочных продуктов. Коневодство – традиционное хозяйство якутов. Обычаи, традиции, обряды, запреты и обереги по коневодству. Разнообразие мясных и молочных продуктов. Разнообразие диких и пушных зверей. Водоплавающие птицы. Рыбы. Животные, птицы и рыбы, занесенные в Красную книгу. Оленеводство – традиционное хозяйство коренных народов Севера. Разнообразие мясных и молочных продуктов. Многообразие растений. Классификация растений. Внешнее строение растений. Развитие растений. Цветковые растения. Классификация цветковых растений. Разнообразие деревьев. Хвойные и лиственничные деревья. Классификация. Посадка и уход за растениями. Овощи. Посадка и уход за овощами. Домашние птицы – куры. Уход за курами.
Планируемые результаты деятельности:
I. Разведение крупного рогатого скота:
– наблюдать за крупным рогатым скотом;
– различать части тела (голову, ухо, глаза, нос, рога, шею, грудинку, передние и задние ноги, копыты, вымя, хвост) рогатого скота;
– различать национальные молочные продукты (кумыс, карчэх, ымдаан, бутугас, чохоон, иэдьэгэй);
– приводить 1–2 примера обычаев, традиций и обрядов по разведению скота.
II. Коневодство:
– наблюдать за крупным рогатым скотом;
– различать части тела (голову, ухо, глаза, нос, рога, шею, грудинку, передние и задние ноги, копыты, пятки, хвост и другие) лошади;
– наблюдать за приготовлением мясных блюд и блюд из потроха (ойоаос, хаа, субай, харта, дырыаакы).
III. Охота, рыболовство:
– различать охотничьи животных, птиц и рыб (дикие животные, пушные звери, птицы и рыбы) по определенным признакам;
– классифицировать животных, птиц и рыб по размерам (большой, средний, малый), по рогам.
– определить и приводить 1–2 примера следов птиц;
– животных и птиц, занесенные в Красную книгу Республики Саха (Якутия).
IV. Оленеводство
Различать:
– части тела (голову, лицо, челюсть, ухо, язык, глаза, губы, зубы, нос, рога, затылок) оленя;
– разновидности приготовленных блюд из оленины (суп из оленины, ливерная каша, язык из оленины и другие);
– сушеные оленьи мяса; (сушеные на воздухе олений жир, мясо);
– замороженные разновидности молочных и мясных продуктов (кэбэл, похоже на сметану).
V.Растениеводство:
– различать и определить 2–3 вида трав, цветковых растений, кустарничков, кустарников и деревьев;
– наблюдать по сезонам года процесс изменения растений, делать записи;
– наблюдать за внешним строением трав, кустарников, кустарничек и деревьев, их отличительные признаки;
– нарисовать с помощью гербария хвойные и лиственничные деревья и их название;
– квалифицировать овощи по определенным признакам: цвету, форме, размерам;
– посадить семена моркови, свеклы, укропа, петрушки, салата, поливать, рыхлить почву;
– посадить кустарники (смородину черную, красную) с помощью учителя или родителей, поливать, рыхлить почву.
VI. Домашние птицы:
– наблюдать и нарисовать, чем питаются куры;
– находить, различать и нарисовать с помощью гербария внешний вид пшеницы, ячменя и овса.
Ознакомление с разными видами традиционных занятий и личное участие первоклассников позволяет им научиться с малых лет участвовать в совместной, коллективной деятельности и овладевать определенными социальными компетенциями в соответствии возрасту нужными и полезными в обыденной жизни.
Библиографическая ссылка
Федоров Г.М., Птицына В.В. ТРАДИЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ 1 КЛАССА) // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 4-1. – С. 69-70;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11362 (дата обращения: 21.11.2024).