Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ ИГР

Калдыбаева А.Т. 1 Кушчубек кызы Ш.К. 2
1 Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева
2 Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына
В статье рассматривается актуальная проблема дошкольного детства – проблема формирования ценностного отношения ребёнка к окружающей его действительности. Автором проводится мысль о том, что для решения проблемы формирования ценностных ориентаций дошкольников выступают различные педагогические средства, в первую очередь, это средства художественной литературы, наглядные средства воспитания, а также различные игры, в том числе и народные (национальные) игры. В статье кыргызские народные игры рассматриваются как особый вид деятельности, несущий в себе большой педагогический потенциал, как средство сохранения и передачи традиционной культуры народа, социального опыта и общечеловеческих ценностей. Анализ приоритетных ценностных ориентаций дошкольников старшей группы показал, что наиболее значимыми для них являются дружба (товарищество), добро, знание (ум), здоровье, мужество, труд. Выделенные совокупности ценностей позволили сделать отбор кыргызских народных игр, способствующие формированию соответствующих ценностных ориентаций.
аксиологический подход
дошкольное воспитание
ценности
ценностные ориентации
народные игры
детский сад
1. Анаркулов Х.Ф. Кыргыз эл оюндары. – Бишкек: Кыргызстан, 1991. – 192 с.
2. Безрукова Л.В. Аксиологический подход к проблемам современного дошкольного образования // Вестник ОГУ. – 2000. – С. 55–59.
3. Кушчубек кызы Ширин. Кыргызские народные игры в формировании пространственного мышления у детей дошкольного возраста // Наука, новые технологии и инновации. – 2013. – №8. – С.65–67.
4. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей дошкольного возраста, Т.2. – М.: АПН РСФСР, 1952.
5. Рахимова М.Р., Панкова Т.В. Кыргызская народная педагогика: Учеб.-метод. Пособие. – Бишкек,1993. – 79 с.
6. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. – М.: Академия, 2003. – 192 с.
7. Уметов Т.Э. Игры народов Средней Азии и Казахстана. – М.: Изд-во московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. – С. 96 – 107.
8. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 176 с.
9. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. – М.: Просвещение, 1968. – 557 с.

Преобразования, произошедшие за последние десятилетия в различных сферах жизнедеятельности людей, стремительный темп рыночных отношений в обществе способствовали изменениям не только политических и экономических условий жизнедеятельности суверенного Кыргызстана, но и его социокультурной среды в целом. Подобные изменения потребовали актуализации проблем ориентации личности в общественном сознании, этнокультурных норм и идеалов, духовного производства, а также творческого развития личности, гражданского становления подрастающего поколения, что в совокупности привело к необходимости в реформировании системы образования и воспитания на всех ее уровнях.

В настоящее время одной из актуальных проблем дошкольного детства является проблема формирования ценностного отношения ребёнка к окружающей его действительности. Разнонаправленность социальной среды, ее видимое экономическое расслоение в кыргызстанском обществе, наплыв противоречивой информации, уменьшение воспитательного потенциала семьи и общества негативным образом сказываются на процессах воспитания детей дошкольного возраста, поскольку они наиболее подвержены влиянию социальной среды.

Для решения проблемы формирования ценностных ориентаций дошкольников выступают различные педагогические средства, в первую очередь, это средства художественной литературы, наглядные средства воспитания, а также различные игры, в том числе и народные (национальные) игры.

Известно, что основным видом деятельности дошкольника является игровая деятельность, изучение которой было заложено исследователями Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт (1887). Уже тогда игра трактовалась как следствие активизации созревшей психологической способности личности ребенка. В игре проявляются воображения и фантазии детей, развивается мышление (К.Д. Ушинский, А.И. Сикорский, Дж. Дьюи и др.). В развитии знаний о детской игре, в изучении связи между сенсорно-двигательной деятельностью ребенка и его операциональными формами мысли большой вклад внес Ж. Пиаже. Создание общей психологической теории игры принадлежит А.Н. Леонтьеву, Д.Б. Эльконину – специальной психологической теории, где выделяется социальная роль игры в воспитании подрастающего поколения.

Из многообразия детских игр нами выбраны народные игры. Народные игры играют важную роль в становлении и развитии ребенка, являются одним из средств приобщения детей к народной культуре, воспитания духовности, формирования общечеловеческих ценностей. В народной игре ярко отражаются образ жизни и самобытность народа, её история, колорит и национально-культурные и этнические традиции.

В педагогической литературе представлены ряд исследований, раскрывающие возможности народных игр в дошкольном возрасте и их место в нравственном, эстетическом, умственном и физическом развитии ребенка. А.П. Усова в своих работах отмечает, что «народная педагогика рассматривала народные детские игры как необходимое содержание воспитания не только в младенческой и дошкольный период жизни ребенка, но и в годы его школьной жизни» [8]. Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что народные игры наиболее понятны для детей в силу доступности их образов, сюжетов детскому воображению [9]. П.Ф. Лесгафт указывал, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей [4]. Народная мудрость гласит: «Если хотите узнать народ, то приглядитесь, как и чем играют их дети».

Вопросы о значении народных детских игр, о роли народных игровых традиций как средства педагогического воздействия нашли свое отражение в трудах кыргызских исследователей. Х. Анаркулов, Ю. Мусина, Т.В. Панкова, М.Р. Рахимовой, М.К. Саралаева, Г.Н. Симакова, С. Токторбаева, Т.Э. Уметова и др.

В работе Х.Ф. Анаркулова собраны кыргызские подвижные игры, способствующие физическому развитию школьников. Автор описывает более 100 народных игр и делит их на 13 групп: пешие игры; игры в беге; игры с прыжками; игры с предметами; игры на снегу; игры от скуки; игры с попаданием; игры с поднятием и переносом тяжести; парные игры; трудовые игры; игры, связанные с искусством; словесные; верховые игры [1, 3].

Т.Э. Уметов раскрывает кыргызские народные развивающие игры детей-дошкольников, направленные на тренировку внимания, восприятия, памяти, сообразительности, воображения. Выделены следующие группы развивающих игр: интеллектуальные игры, экологические игры, подвижные игры, игры эмоционального равновесия, игры на развитие ручных умений и ловкости, пальчиковые игры, большинство из которых используются педагогами в детских садах [7].

В пособии М.Р. Рахимовой, Т.В. Панковой дается описание девяти народных игр для детей дошкольного возраста, в том числе, игры интеллектуального характера и на тренировку волевых качеств [5].

Обзор психолого-педагогической литературы позволяет заключить, что народной игре принадлежит особая роль в воспитании детей дошкольного возраста согласно принципам народной педагогики, в формировании общечеловеческих ценностей ребенка и его гуманистических начал в культурной среде.

В данной связи использование народных игр в современном дошкольном воспитании нами раскрывается через комплекс обоснованных общенаучных методологических подходов: аксиологический, социокультурный и компетентностный; основные принципы (культуросообразности, природосообразности, компетентности) и ведущие идеи (преемственности; представленности в воспитательном процессе общечеловеческих, этнических ценностей; комплексности в построении и реализации этнопедагогической направленности дошкольного воспитания).

В качестве обоснования методологических оснований формирования ценностных ориентаций дошкольников средствами народных игр был избран аксиологический подход. Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Гуманистическая ценностная ориентация, как отмечает В.А.Сластёнин, – «аксиологическая пружина», которая придает активность всем остальным звеньям системы ценностей [6].

С момента рождения ребенок попадает в определенную среду, находится в ней в постоянном взаимодействии. В ней он развивается, воспитывается, обучается. В ней формируется его неповторимый личностный уклад, определяющий возможности взаимодействия с обществом и различными социальными группами.

Ребенок с момента рождения, попадая в исторически сложившуюся систему общечеловеческих ценностей, получает от взрослого систему ценностных ориентиров и формирует их как нечто неизменное и фундаментальное. Углубляясь в процесс познания социальной действительности, ребенок начинает обогащать и развивать собственные знания о ценностных ориентирах, при этом накапливает привычки нравственного поведения, которые входят в социальный опыт и которые впоследствии преобразуются в навыки социально-ценностного поведения человека.

Аксиологический подход, ориентируясь на общегуманистические ценности, семейные, этнокультурные ценности, а также на ценности мирного существования различных народов, ставит главной задачей личностного развития ребенка заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры – базисные качества человеческого начала в человеке [2]. Открытие ребенку «Красоты», «Добра», «Истины» в четырех ведущих сферах действительности – природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом. Конкретизируя данное положение, можно выделить основные задачи дошкольного образования в сфере ценностного ориентирования детей средствами народных игр:

1. Формирование у дошкольников средствами народных игр адекватных представ-лений о взаимосвязях в системе «человек – общество» и в самом обществе, базирующихся на общечеловеческих принципах;

2. Формирование у ребенка через народные игры ценностного отношения к окру-жающему миру, определяющего характер целей взаимодействия с ним, мотивов, готовности выбирать те или иные стратегии поведения с точки зрения нравственной целесообразности;

3. Формирование системы умений и навыков и стратегий ценностного взаимодейст-вия в обществе, активно используя народные игры в этнокультурном воспитательном процессе.

Основными дефинициями аксиологического подхода являются «ценности» и «ценностные ориентации». В психолого-педагогической науке существует целый ряд определений данных понятий, каждый из которых имеет право на существование, поскольку изучение проблемы ценностных ориентаций зависит от выбора авторами соответствующего теоретического концепта. Не углубляясь в содержательный анализ этих определений, в данной работе в качестве рабочего мы использовали следующее: «ценности» – это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт, выражающий смысл культуры отдельного этноса и всего человечества. Эти существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми он соотносит свои действия, становятся основой для формирования конкретного типа поведения. С одной стороны, ценности представляют собой поле возможных мотивационных образований субъекта, с другой стороны, ценности являются тем внешним критерием оценки ситуации, на которой субъект опирается в процессе выбора мотива. Каждый индивид сквозь призму собственной жизнедеятельности выбирает и выстраивает собственную иерархию ценностей, выступающим связующим звеном между общественным и индивидуальным бытием. Личностные ценности отражаются в сознании субъекта в форме ценностного отношения. «Ценностные отношения» – это устойчивая избирательная связь субъекта с объектом окружающего мира, когда этот объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для объекта личностный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни отдельного человека. Основные функции ценностных отношений – регулирования поведения, как сознательного действия в определенных социальных условиях [9].

В этой связи, кыргызские народные игры мы рассматриваем как особый вид деятельности, несущий в себе большой педагогический потенциал, как средство сохранения и передачи традиционной культуры народа, социального опыта и общечеловеческих ценностей. Анализ приоритетных ценностных ориентаций дошкольников старшей группы показал, что наиболее значимыми для них являются дружба (товарищество), добро, знание (ум), здоровье, мужество, труд. Выделенные совокупности ценностей позволили сделать отбор кыргызских народных игр, способствующие формированию соответствующих ценностных ориентаций:

Дружба (товарищество): Ак терек, кок терек (Белый тополь, зеленый тополь); Коз танмай (Жмурки); Жолук таштамай (Подбрасывание платка; Алтын дарбаза (Золотые ворота, ручеек); Алакан чапмай (Ударь по ладошке); Ойнок манжа (Игровые пальцы); Кан таламай (Борьба хана); Токту сурамай (Просить ярку).

Добро: Хромая и горбатая, одетая в лохмотья «бабка» (Аксак кемпир бапалак).

Знание (ум): Беш таш (Пять камушков); Чатыраш (Игра в веревочку).

Здоровье: Чатыраш (Игра в веревочку); Арпа кууру (Жарю ячмень); Айлан кочок (Водяной жук); Алакан ачмай (Раскрытие ладошек); Ит жалатмай (Лакание по-собачьи).

Мужество: Кол курош (Борьба руками); Манжаны карма (Поймай палец); Кызыл короз, ак короз (красный петух, белый петух); Буркут тумшугу (Клюв беркута); Аркан тартыш (Перетягивание каната).

Труд: Бакчачы (Садовник); Топу басмай (Накинь шапку).

Таким образом, можно заключить, что реализация аксиологического подхода в современном дошкольном воспитании, формирование ценностей ребенка через расширение этнокультурной идентичности личности путем использования народных игр, актуализирующих его человеческое качество.


Библиографическая ссылка

Калдыбаева А.Т., Кушчубек кызы Ш.К. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ ИГР // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 4-2. – С. 100-103;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11446 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674