В современном высшем образовании происходит разумная ориентация модернизации системы высшего профессионального образования на личность студента, продиктованная как социокультурными требованиями, так и спецификой стремительно развивающегося общества знаний, фундаментальными основаниями психолого-педагогического знания особенностей обучения на разных ступенях непрерывной системы образования. Студенчество является мобильной группой, главной целью которой является стремление к организованной подготовке и выполнению значимых профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве. Психологи относят студенческий возраст к жизненному этапу, на котором достигается относительно высокий уровень образования, активное освоение культуры, относительная экономическая самостоятельность, развитие познавательной мотивации, повышенная потребность в коммуникации, социальная активность. С середины 20 века в методологических поисках ученых, занимающихся разработкой методов обучения в вузе было принято направление: технология и технологизация обучения. Основой для технологичного понимания обучения, кроме программированного обучения, явились информатика, кибернетика и системный подход. Процесс обучения стал рассматриваться широко, системно: анализ и разработка всех компонентов обучающей системы, от целей до контроля результатов. И главной идеей стала идея воспроизводимости обучающей технологии. Развитие технологии обучения показывает, что необходимо и своевременно создание оптимальной обучающей системы, технологического процесса обучения по предмету, которой может пользоваться средний педагог и получать результаты заданного качества. Специалистами по технологии разрабатываются «технологические пакеты», проекты обучения, а преподаватели, работая по ним, выполняют функции консультантов-организаторов. Вопрос о соотношении личности, творчества и механизации обучения в высшей школе действительно не прост и подлежит решению.
Проблема технологии обучения рассматривается в документах ЮНЕСКО как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Должны появляться современные образовательные технологии, не только как дань моде, они должны быть результатом научных исследований, научных открытий. Например, развитие кибернетики и вычислительной техники обусловило развитие программированного обучения; результаты исследований закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию проблемного обучения; деятельностный подход возник па основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности. Резюмируем основные е тенденции в развитии высшей школы в так называемом этапе «постиндустриальныго перехода в образовании». Можно выделит наиболее важные: «массовизация высшего профессионального образования; увеличение доли платного образования; переход к «гибким» специальностям; интернационализация высшего профессионального образования; появление новых форм образования; смена образовательных технологий». Если рассмотреть в количественном плане развитие системы высшего образования в России за последние 10–12 лет, то можно порадоваться быстрым и высоким темпам. Система профессионального образования изменилась значительно в пользу высших учебных заведений. В 1980-е гг. в России в высшие учебные заведения поступал один из четырех выпускников средней школы В настоящее время как раз наоборот, с учетом поступающих в негосударственные вузы, примерно три человека из четырех, а в некоторых регионах ещё больше – четыре из пяти. Массовизация российской высшей школы обусловлена ростом внебюджетного образования. Больше 50 % студентов государственных вузов дневной формы обучения учатся за внебюджетные средства, а заочное обучение в основном платное. Это говорит о том, что население страны готово инвестировать в свой человеческий капитал, задачей государства является создание благоприятных условий. В последние годы программа социально-экономического развития страны определила основные направления развития российской системы образования. Важным фактором оптимизации планируемых преобразований явилось качество профессиональной подготовки специалистов в области образования. Модернизировать российское образование необходимо, чтобы ускорить темпы развития общества, расширить возможности политического и социального выбора, повысить уровень персональной готовности граждан к такому выбору; перейти к постиндустриальному обществу, расширить масштабы межкультурного взаимодействия; сформировать современное мышление у молодого поколения для решения глобальных проблем; динамично развивать экономику, сократить сферы неквалифицированного труда и структурных изменений в сфере занятости, определяющих постоянную потребность в повышении квалификации работников, росте их профессиональной мобильности; возрастания роли человеческого капитала, что обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования, как молодежи, так и взрослого населения.
Библиографическая ссылка
Медведева Н.И. К ПРОБЛЕМЕ МЕТОДОЛОГИИ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 4-2. – С. 146-147;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11461 (дата обращения: 21.11.2024).