Учитывая быстрое развитие технической и технологической базы и снижение уровня подготовки поступающих в вуз студентов, весьма остро стоит задача качественной инженерной подготовки выпускников.
В связи с сокращением времени образовательного процесса, как уже отмечалось ранее, существует необходимость расширения самостоятельной работы студентов. При этом необходимо обеспечить эффективность данной самостоятельной работы. С одной стороны, доступность информации в среде internet позволяет преподавателю не рассматривать многие детали изучаемых тем, ограничиваясь основными моментами. С другой стороны, чтобы избежать рассеивания внимания и сил студента при поиске информации, необходимо максимально конкретизировать поставленную пред студентом задачу.
Эффективность организации самостоятельной работы можно показать на примере курса «Физические основы микроэлектроники» для студентов специальности «Приборостроение».
Создание современных приборов невозможно без использования достижений микроэлектроники, что обусловлено широчайшей сферой ее применения – это измерительные приборы, медицинская техника, системы управления, радиосвязи, навигации. Исследования различных физических эффектов в полупроводниковых структурах привели к созданию на их основе большого количества разнообразных датчиков – приемников светового и теплового излучения, датчиков температуры, магнитного поля, химических сенсоров. Развитие технологий микроэлектроники привело к появлению микромеханических приборов – миниатюрных приводов и механических чувствительных элементов. Использование единой технологии для создания на одном кристалле механической и управляющей подсистем произвело очередную революцию в миниатюризации приборов.
Современная электроника все шире использует различные квантовые эффекты: гигантское магнетосопротивление, квантовые точки, туннельный эффект и т.п. Понимание работы таких приборов и грамотное их использование невозможно без знания основ квантовой механики: уравнения Шредингера и его решений (туннельный эффект, частица в потенциальной яме, квантовый гармонический осциллятор), квантовой теории атома водорода, системы энергетических уровней. Эти вопросы студенты указанной специальности подробно изучают в курсе физики, а в курсе «Физические основы микроэлектроники» повторение данных вопросов отведено на самостоятельную работу.
На вводном занятии студентам озвучивается список тем, предлагаемых для повторения, указывается литература (в частности, учебное пособие «Физические основы микроэлектроники», где все эти вопросы разобраны очень подробно) и сроки выполнения. На последующих занятиях проводится тестирование и разбор наиболее распространенных ошибок. После этого преподаватель имеет возможность сосредоточиться на изучении физической сущности квантовых эффектов и их приложениях, составляющих основу современной микроэлектроники.
Благодаря правильной организации самостоятельной работы студенты получают знания, умения и навыки, отвечающие современным требованиям к выпускникам специальности «Приборостроение», что позволяет им активно применять их при разработке и проектировании новых систем вооружений и комплексов, (которые будут востребованы, в частности, на предприятиях Тульского ОПК), а также при создании высокотехнологичных товаров народного потребления.
Библиографическая ссылка
Смирнов В.А., Шуваева О.В. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 4-2. – С. 176-177;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11493 (дата обращения: 21.11.2024).