Актуальной проблемой вузовского образования всегда остаётся совершенствование её традиционных форм. Никогда нельзя сказать, что совершенство достигнуто. За сравнительно небольшой срок, прошли существенные изменения в технологии образования. Казалось, что вершина достигнута, но это оказалось начало пути. Сравнительно недавно мы освоили интерактивные методы обучения, теперь это уже почти в прошлом. Интерактивные методы обучения способствуют хорошему качеству подготовки вследствие развития у студентов творческих способностей и самостоятельности в принимаемых решениях.
Кафедра физики ИРНИТУ освоила в полной мере интерактивные методы, в большей степени это касается проектной деятельности. Нами рассмотрены организационно-педагогические условия использования метода проекта в высшей школе [1–3]. Рассмотрены возможности внедрения интерактивного метода проекта, имеющего профессиональную направленность. Сформировано, опробовано и внедрено в учебный процесс организационно-педагогическая модель профессионально значимых проектов для младших курсов бакалавриата. Метод проекта был использован при обучении вьетнамских студентов [3].
Лучшие студенческие проекты были представлены на международных выставках в Москве, Лейпциге, Париже. Получены сертификаты участников выставки и награждены дипломами.
В программе правительства РФ «развитие образования на 2013–2020 года» одной из основных задач в модернизации технологии образования указывается, что педагогические технологии должны быть направлены на объединение дисциплин и результативности каждой ступени образовательного процесса. Решение данной задачи возможно с использованием технологии сквозного проектирования.
Метод сквозного проектирования основан на принципе фундаментальности и профессиональной направленности, объединения естественных и специальных дисциплин. Особенно большое внимание нами уделено организации начального этапа сквозного проектирования. Разработан, опробован и внедрен в учебных процесс первый этап (мотивационный) профессионально направленного обучения физики по методу сквозного проектирования объектов профессиональной деятельности.
Кафедра большое внимание уделяет учебно-методическим изданиям, которые неоднократно были представлены на международных выставках. Получен диплом лауреата международной выставки «Лучшее учебно-методическое издание в отрасли» за интерактивный проект «Реализация программы по формированию и развитию профессиональных и деловых качеств и компетенций специалистов инженерного профиля», Москва, РАЕ, 2015год. Получен сертификат и диплом за проект «Прикладные исследования в области физики», Париж, 20–23 марта 2015 года. Диплом лауреата международной выставки «Лучшее учебно-методическое издание в отрасли» за проект «Практика использования интерактивных профессиональных значимых проектов на младших курсах ИРНИТУ», Москва, РАЕ, 2015 год. Диплом лауреата международной выставки «Лучшее учебно-методическое издание в отрасли» за учебное пособие «Организация сквозного проектирования объектов профессиональной деятельности на кафедре физики ИРНИТУ», Москва, РАЕ, 2016 год.
Таким образом, разработаны профессионально-значимые проекты общеобразовательных курсов университета и включены в систему подготовки для организации сквозного проектирования с целью ознакомления обучающихся с фундаментальными исследованиями, новейшими инновационными разработками и технологиями, установлением междисциплинарных связей физики с общетехническими и специальными дисциплинами.
Используя метод сквозного проектирования, на кафедре физики прошли обучение и защитили 4 диссертационных работы аспиранты, окончившие ВУЗ по направлениям «Теплоэнергетика и теплофизика», «Строительство (профиль строительные материалы и изделия)».
Библиографическая ссылка
Шишелова Т.И., Павлова Т.О., Скоробогатова Л.А. РЕШЕНИЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КАФЕДРЕ ФИЗИКИ ИРНИТУ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 4-2. – С. 178-181;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11496 (дата обращения: 21.11.2024).