Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В КОНТЕКСТЕ ЯЗЫКОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Романова Н.Н. 1
1 МГТУ им. Н.Э. Баумана

В монографии рассматриваются концептуальные теоретико-методологические и содержательно-структурные основы организации лингвообразовательного процесса в российских технических университетах на примере дисциплин «Русский язык и культура речи», «Русский язык как иностранный», «Русский язык как неродной».

В рамках осуществленного междисциплинарного исследования предложена научно обоснованная система профессионально-коммуникативной подготовки специалистов инженерного профиля на базе интеграции достижений лингвистики, психологии, физиологии, социологии, педагогики, тестологии. В контексте эволюции роли языкового обучения в высшей технической школе анализируются основные образовательные парадигмы и возможности их использования в техническом университете. Системообразующие компоненты профессионально-коммуникативной подготовки специалистов исследуются во всех направлениях обучения русскому языку основных контингентов и категорий учащихся высшей технической школы на всех образовательных ступенях и этапах.

Для специалистов в области лингводидактики, преподавателей русского языка средней и высшей профессиональной школы, слушателей ФПКП в системе дополнительного педагогического образования.

В монографии обобщены многолетние исследования автором методологических и теоретико-практических основ коммуникативно-речевой подготовки будущих специалистов инженерно-технического профиля в сферах их профессионального общения с целью построения научно обоснованного языкового учебного процесса в техническом вузе. Результатом междисциплинарного исследования явилась разработка концептуальной модели вузовского лингвообразования, системно-уровневой по структуре и профессионально-коммуникативной по характеру и направленности.

Введение содержит историко-хронологический анализ эволюции подходов к проблеме языкового обучения в системе высшего профессионального образования (ВПО), его методологической и научно-теоретической базы.

В главе I – «Профессионально-коммуникативная подготовка специалистов в системе высшего технического образования: история и современность» – рассматриваются общеметодологические основы указанной подготовки в контексте компетентностного и парадигмального подходов к ВПО.

В связи с указанными вопросами характеризуется природа образования как социального института, его история и современное состояние, роль и место в нем языковой составляющей. В широком социально-временном контексте рассматриваются традиции и новаторство российской инженерной школы, динамика ее исторически обусловленных образовательных целей и задач.

В работе анализируется прикладной характер и социальная значимость вузовской лингводидактики, компетентностный подход к подготовке специалистов в контексте гуманитаризации высшего технического образования. Объектом и целью лингвистической подготовки нефилологов выдвигается их профессионально-коммуникативная компетенция. В этой связи определяются сферы и ситуации профессиональной коммуникации, специфика их вербального и невербального выражения в деловом и научном общении нефилологов, необходимость интеграции предметной, социокультурной и коммуникативно-речевой компетенций для формирования профессиональной культуры специалиста.

Большое место отведено характеристике дискретных, пролонгированных и непрерывной образовательных парадигм в системе ВПО. В соответствии с психовозрастной дифференциацией контингента обучающихся определяются возможности использования действующих парадигм для формирования личности специалиста на различных ступенях многоуровневой высшей школы.

В главе II – «Лингводидактические и психолого-педагогические аспекты профессионально-коммуникативной подготовки специалистов в техническом университете» – указанные аспекты определяются как организационно-педагогические условия для проектирования языкового учебного процесса. С этих позиций дается анализ современного состояния русского языка и профессионального дискурса, позволяющий осуществлять отбор тематически актуального, лингвистически нормативного и продуктивного языкового материала для обучения нефилологов культуре профессиональной коммуникации.

Анализ динамики социолингвистических и психолого-возрастных характеристик студентов – как основных субъектов лингвообразовательного процесса в высшей школе и как динамично развивающихся языковых личностей – сделал возможной прагматическую дифференциацию содержания их коммуникативно-речевой подготовки на различных образовательных этапах (курсах) и построение целостной научно-методической концепции их системно-уровневого обучения профессиональному речевому общению.

В главе III – «Содержание и учебно-методическое сопровождение профессионально-коммуникативной подготовки специалистов в техническом университете» – рассматривается компетентностная природа профессионально ориентированного вузовского лингвообразования и его учебно-методического обеспечения. Этапы педагогического проектирования коммуникативно-речевой подготовки специалистов рассмотрены на примере разработки ее содержания в образовательных стандартах, примерных (типовых), учебных и рабочих программах дисциплин, отражающих соответствующие направления обучения русскому языку российских и иностранных студентов технических вузов.

В главе IV – «Структура и организация профессионально-коммуникативной подготовки специалистов в техническом университете» – рассматриваются схемы и модели построения лингвообразовательного процесса в вузах технического профиля. Дискретные и пролонгированные схемы и технологии представлены на примере блочно-модульной структуры дисциплины по направлению «Русский язык и культура речи» и категориально-уровневых моделей обучения по направлениям «Русский язык как иностранный», «Русский язык как неродной»; непрерывные модель и технология рассматриваются как «сквозные» направления, проходящие через все последовательные ступени ВПО.

В главе V – «Контроль и оценка результатов профессионально-коммуникативной подготовки специалистов в техническом университете» –рассматриваются функции, содержание, формы и виды педагогического контроля знаний, умений и навыков учащихся. Система педагогических измерений уровня сформированности профессионально-коммуникативной компетенции специалистов представлена на примере всех рассматриваемых направлений обучения русскому языку студентов технических вузов.

Русский язык делового общения (учебное пособие)


Библиографическая ссылка

Романова Н.Н. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В КОНТЕКСТЕ ЯЗЫКОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 4-2. – С. 196-198;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11511 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674