В монографии рассматриваются концептуальные теоретико-методологические и содержательно-структурные основы организации лингвообразовательного процесса в российских технических университетах на примере дисциплин «Русский язык и культура речи», «Русский язык как иностранный», «Русский язык как неродной».
В рамках осуществленного междисциплинарного исследования предложена научно обоснованная система профессионально-коммуникативной подготовки специалистов инженерного профиля на базе интеграции достижений лингвистики, психологии, физиологии, социологии, педагогики, тестологии. В контексте эволюции роли языкового обучения в высшей технической школе анализируются основные образовательные парадигмы и возможности их использования в техническом университете. Системообразующие компоненты профессионально-коммуникативной подготовки специалистов исследуются во всех направлениях обучения русскому языку основных контингентов и категорий учащихся высшей технической школы на всех образовательных ступенях и этапах.
Для специалистов в области лингводидактики, преподавателей русского языка средней и высшей профессиональной школы, слушателей ФПКП в системе дополнительного педагогического образования.
В монографии обобщены многолетние исследования автором методологических и теоретико-практических основ коммуникативно-речевой подготовки будущих специалистов инженерно-технического профиля в сферах их профессионального общения с целью построения научно обоснованного языкового учебного процесса в техническом вузе. Результатом междисциплинарного исследования явилась разработка концептуальной модели вузовского лингвообразования, системно-уровневой по структуре и профессионально-коммуникативной по характеру и направленности.
Введение содержит историко-хронологический анализ эволюции подходов к проблеме языкового обучения в системе высшего профессионального образования (ВПО), его методологической и научно-теоретической базы.
В главе I – «Профессионально-коммуникативная подготовка специалистов в системе высшего технического образования: история и современность» – рассматриваются общеметодологические основы указанной подготовки в контексте компетентностного и парадигмального подходов к ВПО.
В связи с указанными вопросами характеризуется природа образования как социального института, его история и современное состояние, роль и место в нем языковой составляющей. В широком социально-временном контексте рассматриваются традиции и новаторство российской инженерной школы, динамика ее исторически обусловленных образовательных целей и задач.
В работе анализируется прикладной характер и социальная значимость вузовской лингводидактики, компетентностный подход к подготовке специалистов в контексте гуманитаризации высшего технического образования. Объектом и целью лингвистической подготовки нефилологов выдвигается их профессионально-коммуникативная компетенция. В этой связи определяются сферы и ситуации профессиональной коммуникации, специфика их вербального и невербального выражения в деловом и научном общении нефилологов, необходимость интеграции предметной, социокультурной и коммуникативно-речевой компетенций для формирования профессиональной культуры специалиста.
Большое место отведено характеристике дискретных, пролонгированных и непрерывной образовательных парадигм в системе ВПО. В соответствии с психовозрастной дифференциацией контингента обучающихся определяются возможности использования действующих парадигм для формирования личности специалиста на различных ступенях многоуровневой высшей школы.
В главе II – «Лингводидактические и психолого-педагогические аспекты профессионально-коммуникативной подготовки специалистов в техническом университете» – указанные аспекты определяются как организационно-педагогические условия для проектирования языкового учебного процесса. С этих позиций дается анализ современного состояния русского языка и профессионального дискурса, позволяющий осуществлять отбор тематически актуального, лингвистически нормативного и продуктивного языкового материала для обучения нефилологов культуре профессиональной коммуникации.
Анализ динамики социолингвистических и психолого-возрастных характеристик студентов – как основных субъектов лингвообразовательного процесса в высшей школе и как динамично развивающихся языковых личностей – сделал возможной прагматическую дифференциацию содержания их коммуникативно-речевой подготовки на различных образовательных этапах (курсах) и построение целостной научно-методической концепции их системно-уровневого обучения профессиональному речевому общению.
В главе III – «Содержание и учебно-методическое сопровождение профессионально-коммуникативной подготовки специалистов в техническом университете» – рассматривается компетентностная природа профессионально ориентированного вузовского лингвообразования и его учебно-методического обеспечения. Этапы педагогического проектирования коммуникативно-речевой подготовки специалистов рассмотрены на примере разработки ее содержания в образовательных стандартах, примерных (типовых), учебных и рабочих программах дисциплин, отражающих соответствующие направления обучения русскому языку российских и иностранных студентов технических вузов.
В главе IV – «Структура и организация профессионально-коммуникативной подготовки специалистов в техническом университете» – рассматриваются схемы и модели построения лингвообразовательного процесса в вузах технического профиля. Дискретные и пролонгированные схемы и технологии представлены на примере блочно-модульной структуры дисциплины по направлению «Русский язык и культура речи» и категориально-уровневых моделей обучения по направлениям «Русский язык как иностранный», «Русский язык как неродной»; непрерывные модель и технология рассматриваются как «сквозные» направления, проходящие через все последовательные ступени ВПО.
В главе V – «Контроль и оценка результатов профессионально-коммуникативной подготовки специалистов в техническом университете» –рассматриваются функции, содержание, формы и виды педагогического контроля знаний, умений и навыков учащихся. Система педагогических измерений уровня сформированности профессионально-коммуникативной компетенции специалистов представлена на примере всех рассматриваемых направлений обучения русскому языку студентов технических вузов.
Русский язык делового общения (учебное пособие)
Библиографическая ссылка
Романова Н.Н., Скорикова Т.П. РУССКИЙ ЯЗЫК ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 4-2. – С. 198-199;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11512 (дата обращения: 21.11.2024).