На первый курс в ВУЗы России поступают практически здоровыми не более 20 % абитуриентов [1]. После проведения врачебных обследований оказывается, что около 25 % студентов должны составлять специальную медицинскую группу (СМГ). Организация и методика учебного процесса по физическому воспитанию таких студентов имеет свои особенности и заслуживает особого внимания [4, 6]. На кафедре физической культуры и здоровья (зав. – проф. А.Н. Шкребко) ЯГМУ врачебно-педагогические наблюдения в СМГ проводятся врачами совместно с преподавателями непосредственно во время учебно-тренировочного занятия для оценки воздействия физических нагрузок на организм занимающихся. Они направлены на правильное построение занятий и выбор величины нагрузки в зависимости от состояния здоровья, физического развития и уровня подготовленности первокурсников [1, 7].
Цель исследования – разработка и применение комплексной методики проведения врачебно-педагогических наблюдений на занятиях по физическому воспитанию студентов специальной медицинской группы.
Объект исследования – 37 студенток 18-19 лет СМГ проходивших физическое воспитание на кафедре физической культуры и здоровья ЯГМУ в течение 2016 – 2017 учебного года. Врачебно-педагогические наблюдения включали визуальный контроль, определение моторной плотности занятия, испытание дополнительной стандартной нагрузкой.
Результаты исследования
Визуальный контроль позволяет судить о возникающем утомлении по внешним признакам [4, 6]. При этом обращается внимание на характер кожных покровов и слизистых оболочек (окраска, степень влажности губ и век), степень выраженности потливости, выражение лица, характер дыхания, координацию движений, внимание. Переутомление, как правило, характеризуется выраженной багровостью или бледностью кожных покровов, посинением губ и носогубного треугольника. Могут проявляться такие признаки как страдальческое выражение лица, профузная потливость, выступание соли на коже и одежде, неравномерное поверхностное дыхание, грубое нарушение координации движений, жалобы на головную боль, тошноту, иногда рвоту. Установлено, что в конце учебного года регистрация признаков переутомления снизилась на 27.5 % по сравнению с исходным уровнем (Р > 0,05).
Моторная плотность занятия (МПЗ) определяется методом хронометража. По секундомеру регистрируют отрезки времени, затраченного на выполнение физических упражнений. Отношение суммы отрезков к длительности занятия, выраженное в процентах, характеризует МПЗ. Например, если за 45 минут (мин) занятия на выполнение физических упражнений затрачено 35 мин, то МПЗ составит: (35?100):45 = 77,8 %. Остальное время тратится на показ упражнений, объяснение, отдых и т.д. МПЗ от 60 % до 80 % считается средней, свыше 80 % – высокой, менее 60 % – низкой [3, 5]. МПЗ зависит от задач занятия, цели и функциональной готовности занимающихся; чем она выше, тем сильнее физиологический эффект занятия. Показано, что в начале учебного года МПЗ составляла 56,3 ± 2,7 %, тогда как в конце наблюдения МПЗ достигла 81,7 ± 3,5 % (Р > 0,05).
Испытание с дополнительной стандартной нагрузкой проводят до и после занятия. Использование дополнительной стандартной нагрузки перед началом занятия позволяет установить степень готовности испытуемого к тренировке. Проведение исследования после занятия предусматривает объективную оценку влияния физических нагрузок на организм, непосредственно связанную с самой тренировкой. Величина дополнительной стандартной нагрузки зависит от многих факторов: пола, возраста, состояния тренированности [7]. Этим испытанием являются проба Руфье (30 приседаний за 45 секунд), бег на месте в темпе 180 шагов в мин продолжительностью 2 мин, Гарвардский степ-тест (восхождение на ступеньку высотой 33 см в течение 5 мин).
Оценка приспособляемости осуществляется по: 1. времени восстановления основных показателей; 2. степени изменения пульса; 3. степени изменения максимального и минимального артериального давления (АД); 4. характеру изменения пульса и максимального АД; 5. типу реакции на физическую нагрузку. Последний принято [4] подразделять на: а) гипертонический тип, для которого характерно значительное повышение АД (на 15 мм ртутного столба и выше от исходного) со значительным учащением пульса; б) гипотонический (астенический) тип с незначительным повышением АД и значительным – частоты пульса; в) ступенчатый – с подъемом, а затем снижением АД (ниже, чем на второй или третьей мин восстановительного периода) и выраженным учащением пульса; г) дистонический —отличающийся существенным повышением пульса и систолического АД, при снижении диастолического АД; медленным восстановлением.
Существуют несколько причин неадекватного ответа на дополнительную стандартную нагрузку: 1. испытуемый не восстановился после предыдущего занятия, то есть имеются признаки перетренированности; 2. формируется скрытая фаза заболевания; 3. нарушение режима.
Основная задача тестов – определение реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Время восстановления частоты пульса и дыхания в более короткий период (до 3 мин) свидетельствует о хорошей физической подготовке [2, 6]. Наши наблюдения показали достоверное уменьшение времени восстановления частоты пульса при дополнительной стандартной нагрузке (проба Руфье) после занятия (2,4 ± 0,2 мин в конце года; 3,6 ± 0,4 мин – в начале исследования; Р > 0,05) и дыхания (2,7 ± 0,4 мин; 3,8 ± 0,5 мин – в начале исследования; Р > 0,05) в более короткий период.
Заключение. Оздоровительный эффект занятий физической культурой специальных медицинских групп обеспечивается систематическим врачебно-педагогическим контролем за состоянием здоровья, динамикой показателей физического развития и степенью физической и функциональной подготовленности студентов.
Библиографическая ссылка
Гансбургский М.А. ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 5. – С. 18-19;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11522 (дата обращения: 21.11.2024).