Система контроля должна отвечать таким требованиям, как измеряемость результатов, объективность их оценки, унифицированность, технологичность и надежность. Именно подобный подход позволяет объективно оценить знания и умения выпускника, ранжировать их по уровню подготовки, а также дает возможность сравнить качество специалистов, выпускаемых различными вузами. Этим требованиям во многом отвечает объективный структурированный практический экзамен (ОСПЭ), который проводится в рамках Государственного квалификационного экзамена (2 этап) для студентов 4 курса по специальности «Экология».
В соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования Республики Казахстан (2006г.) выпускники по специальности «Экология» сдают Государственный квалификационный экзамен по дисциплинам: «Промышленная безопасность», «Урбоэкология», «Биогеохимия и экотоксикология». Экзамены сдаются в два этапа: I этап – компьютерное тестирование, II этап – объективный структурированный экзамен для итогового контроля усвоения практических навыков. ОСПЭ проводится в один день по всем дисциплинам. Каждое практическое задание сосредоточено на рабочем месте, специально оборудованном аппаратурой для выполнения соответствующего задания. На прохождение каждого этапа отводится 10 минут, все задание должно быть выполнено за 1 час 40 минут. Исходя из существующих правил, при разработке методики ОСПЭ на базе лаборатории «Экологический мониторинг» исследовательского парка биотехнологии и экомониторинга при КарГУ им. Е.А. Букетова определены следующие организационные вопросы: определение количества студентов, сдающих экзамен; определение аудиторий, для эффективного проведения ОСПЭ; определение этапов экзамена по данным дисциплинам; определение независимых экзаменаторов; оснащение рабочего места экзаменатора столами, стульями, бумагой, ручкой, карандашами, а также необходимым инструментарием и приборами в зависимости от содержания задания по дисциплине; подготовка необходимых документов для ОСПЭ по дисциплинам: протоколы, экзаменационные листы, задания для студентов по каждой станции, информационный лист для экзаменатора с критериями оценки каждого шага задания и их бальной оценкой; подготовка образцов документов: протоколы исследования различных объектов окружающей среды, акты санитарного обследования различных объектов, нормативные документы санитарного законодательства; инструментарии, аппараты и приборы по дисциплинам; назначение ответственных лиц, которые ознакомлены с методикой ОСПЭ.
Обоснование к проведению ОСПЭ по дисциплинам «Промышленная безопасность», «Урбоэкология», «Биогеохимия и экотоксикология» является ГОСО (2006) система контроля за качеством подготовки специалистов, что предусматривает проверку текущих и итоговых знаний и умений обучающихся.
Показана схема последовательности станции ОСПЭ для преодоления проверки знаний экзаменующегося. Студент в процессе подготовки к сдаче экзамена знакомится с примерным перечнем заданий и планом прохождения этапов. На экзамене студент регистрируется у ответственного лица, получает у экзаменатора аттестационный лист с заданием и, после ознакомления, приступает к выполнению согласно плану прохождения станции. При выполнении заданий студент должен строго соблюдать последовательность своих действий, обозначенных в критериях; по ходу выполнения задания четко и кратко комментирует свои действия. Следит за временем; по истечении времени, отведенного на задание, покидает станцию, независимо от того, выполнил или не выполнил задание. При выполнении заданий студенту необходимо соблюдать технику безопасности и правила работы с приборами и аппаратами. Студенту необходимо знать, на каком этапе проводить заполнение документации.
Перечень заданий по практическим навыкам для ОСПЭ в рамках ГКЭ по дисциплинам «Промышленная безопасность», «Урбоэкология», «Биогеохимия и экотоксикология» включает задания для студентов с преодолением станций, где предусмотрено применить все практические навыки, полученные за время обучения. В заданиях предусмотрено 10 станций: Станция № 1, 2, 3 – «Кондуктометр/концентратомер» с измерением удельной электрической проводимости (УЭП), степени минерализации растворов и температуру растворов. Станция №№4, 5 и 6 – «Определение показателей воды» с заданием определить рН показатель воды, состав хлоридов в данной пробе воды, общую жесткость воды. Станция № 7, 8, 9 – «Гигиено-физиологическая оценка влияния производственной среды на организм работающего человека» с заданием для студентов: решение задачи, оформление заключения. Станция №10 – «Гигиеническая оценка воды». Задание для студента: Решение задачи, оформление заключения. По времени задержка на каждой станции не более 10 минут.
По выполнению всех заданий на станциях, экзаменаторами заполняется оценочный лист на каждого студента индивидуально, при этом обязательно учитывается степень знаний правил техники безопасности при работе с каждым прибором, правила включения и отключения прибора, алгоритм решения задачи. Умение работать с формулами, пользоваться нормативными документами (СанПиН, СНиП).
При проведения объективного структурированного практического экзамена по дисциплинам: «Промышленная безопасность», «Урбоэкология», «Биогеохимия и экотоксикология», экзаменаторами заполняется протокол выполнения практических навыков на занятиях в лаборатории «Экологический мониторинг» исследовательского парка биотехнологии и экомониторинга при КарГУ им. Е.А. Букетова по вышеуказанным дисциплинам, это позволяет проанализировать уровень обучающегося контингента, выявить недостатки в действиях экзаменующегося и экзаменатора и сделать невозможным использование или нарушение правил сдачи практического экзамена.
Библиографическая ссылка
Мукашева М.А., Айткулов А.М., Арымбекова А.К., Ержанкызы Ж., Токен Е.Е., Курбаналиев Р. ПРОВЕДЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОГО СТРУКТУРИРОВАННОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНАМ «ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ», «УРБОЭКОЛОГИЯ», «БИОГЕОХИМИЯ И ЭКОТОКСИКОЛОГИЯ» // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 5. – С. 47-48;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11550 (дата обращения: 21.11.2024).