ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ КНИГИ. Дать возможность экзаменационной комиссии совершить документально подтвержденную оценку знаний по хирургии и смежным дисциплинам в объеме учебной программы у студента медицинского вуза, которые он получил за все годы учебы (с 3 по 6).
НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Совершается анализ не курсовых знаний, как общепринято, а в комплексе, то есть цельно – дисциплинарных, что позволяет объективно оценить профессиональную подготовку студента по этой дисциплине.
НАУЧНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Тесты позволяют не только производить объективную оценку полученных студентами знаний, но и наметить пути усовершенствования преподавания этой дисциплины с включением в учебную программу новейших достижений медицинской науки и практики.
СТРУКТУРА. 433 тестами охвачены все проблемы общей и частной хирургии, начиная от асептики и антисептики, острых и хронических заболеваний мягких тканей, костно-суставной системы, органов брюшной, грудной полостей и забрюшинного пространства, и заканчивая травматологией и сосудистой хирургией, в том числе:
1) Неотложная хирургия
2) Гнойная хирургия
3) Абдоминальная хирургия
4) Торакальная хирургия
5) Сосудистая хирургия
6) Повреждения
СОДЕРЖАНИЕ ИЗДАНИЯ. В представленном учебном пособии изложены тесты для экзаменов по хирургии, позволяющие у студентов оценить знания по хирургии и смежным дисциплинам, которые были ими накоплены за все годы обучения в высшем учебном заведении. Особое внимание уделяется нахождению той информации, которая давалась им по общей, факультетской и госпитальной хирургии, ибо без неё не может обойтись врач любой специальности. Это в первую очередь относится к вопросам оказания неотложной помощи при критических состояниях, обусловленных остановкой сердечной и дыхательной деятельность. Вопросы сердечно-лёгочной реанимации в тестах рассматриваются скрупулёзно и поэтапно.
Важную информацию содержат в себе вопросы этиопатогенеза травматического, ожогового, геморрагического и анафилактического шока, позволяющую оценит возможность у студента в дальнейшей врачебной практике правильно организовать действенную диагностическую и лечебную помощь этой тяжелой группе пациентов. Ведь патологические процессы, которые наблюдаются при травмах, кровотечениях, ожогах, аллергии и при других подобных же состояниях требуют немедленной их коррекции любым медработником и в любой ситуации. По этой причине у студентов при помощи тестов осуществляется детализация полученной информации в спокойной остановке под экраном компьютера, что позволяет ему сосредоточиться и правильно ответить на все представленные в тестах вопросы, но для этого требуются устойчивые конкретные знания.
Порою от правильно выполненной транспортной иммобилизации, способа остановки кровотечения, восстановления проходимости верхних дыхательных путей, обработки ожога кожи, пищевода и глаз зависит не только здоровье, но и жизнь пострадавшего. По этой причине пристальное внимание уделяется вопросам лечения ушибов, переломов, вывихов, ран и т.д. Анализируется информация по черепно-мозговой травме и по лечению закрытых, открытых и клапанных пневмотораксов, и других угрожаемых для жизни повреждений.
Из учебной программы, по общей хирургии, особое внимание уделяется наличию у студентов знаний по всем видам асептики и антисептики и гнойной инфекции. Из вопросов гнойной хирургии учитываются знания по первичной хирургической обработке ран, фазам их заживления и дренированию при их нагноению.. Определяются характерные симптомы абсцесса, флегмоны, фурункула, карбункула, гидраденита остеомиелита и т.д. Из специфической инфекции рассматривается столбняк, туберкулёз, сифилис и актиномикоз. При помощи тестов определяются знания по переливанию крови и кровезаменителей. Антибиотикотерапия относится к важнейшей полученной студентами информации. Учитывается и то, что в настоящее время, вследствие неправильного применения этих препаратов, появились антибиотикоустойчивые и даже зависимые штаммы бактерий, что чревато тяжелыми последствиями. Уделяется и пристальное внимание вопросам местного и общего обезболивания с применением современной аппаратуры для проведения управляемого дыхания. Рассматриваются и другие вопросы общей хирургии.
В тестах были отражены основные знания по общей хирургии. По мере учебы они развивались и усовершенствовались, и это должно было отразиться на качестве знаний по всем вопросам частной хирургии. Таким образом, тесты должны были четко подтвердить этот прогрессивный рос информации по хирургии, пополняемый стедунтами на следующих курсах учебы. Для этого в тестовые задания вошли вопросы по хирургическим заболеваниям и смежным предметам. Главное нужно было выяснить, накопили ли они нужную информацию по неотложным хирургическим заболеваниям органов брюшной и брюшной полостей, забрюшинного пространства, мочеполовой систеве, сосудам и другим органам и тканям.
В тестах рассматривался широкий аспект знаний по заболеваниям, которые были включены в учебную программу. Были затронуты проблемы этиологии, патогенеза, клиники, диагностики, лечения и профилактики острого аппендицита, острой кишечной непроходимости, острого холецистита, прободной язвы желудка и других острых заболеваний. Кроме типичной симптоматике каждого заболевания, уделялось внимание и знаниям стертой и даже атипичной клинической картины любого из них, Затрагивались и вопросы современного хирургического лечения с применением видиолапароскопии, а при остром деструктивном панкреатите – миниинвазивных манипуляций по дренированию ограниченных гнойных скоплений.
Если острый перитонит относится к ведущей проблеме гнойной хирургии, то и знания по этой патологии принимают особое значение в процессе учебы. Это относится, так как клинике и диагностике, так и к его лечению с применением перитонеального диализа и активного дренирования брюшной полости. Эти сложности в учебе были отражены в тестовых заданиях.
Информация по этим патологическим процессам дается студентам на последних курсах вуза, и поэтому она наиболее верно отражает эрудицию будущего работника здравоохранения.
Без посещения ночных дежурств, а также без работы в стационарах в вечернее время и праздничные дни, многие конкретные знания, которые поднимаются в тестах, трудно осмыслить с позиций текущей ежедневной информации. Это сразу становится ясным по характеру ответов студентов на предоставленные тесты. Можно с полной уверенностью определить уровень его подготовки, а значит и ответить на вопрос – созрел ли он психически, морально и интеллектуально к деятельности врача, или нет? Если нет, то вряд ли его стоит допускать к постели больного, так как это грозит для него крупными неприятностями, а для пациента даже смертью. Вот именно на этот вопрос должен и будут одним из первых ответить тестовый экзамен. Государственный же экзамен доводит это мнение до кондиции.
Этот своеобразный стиль опроса принимает особое значение в деле правильной оценки достигнутого успеха во всем образовательном процессе у того или иного студента, Ведь ему на правильные ответы на 100 тестов отводится строго определенное время. Без наличия у него должного уровня знаний по всем тестовым вопросам, получить приемлемый в процентном отношении результат, невозможно. По этой причине этот экзамен содержит в себе гарантию качества полученных знаний и студент с полным правом может быть допущен к Государственным экзаменам, чтобы получить желанный диплом врача.
Библиографическая ссылка
Шапошников В.И. ТЕСТЫ К ЭКЗАМЕНАМ ПО ХИРУРГИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 5. – С. 83-85;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11584 (дата обращения: 21.11.2024).