Монография посвящена разностороннему рассмотрению меняющихся общественных реалий в эпоху глобализации, и путей реагирования на такие изменения в процессе социализации избранной целевой аудитории. В качестве одного из наиболее сложных в плане социализации сегментов общества выбраны дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Авторы предельно далеки от мысли, что в данной книге содержатся исчерпывающие рецепты и алгоритмы, благодаря которым проблема социализации будет исчерпана раз и навсегда. Более того, мы убеждены в следующем: каким бы совершенным, на первый взгляд, ни было общество, ребёнка в него всё-таки нужно вводить. Корректно, своевременно и постепенно. Сообразно его возрасту, особенностям его физического и психического здоровья, наклонностям и мечтам. Да, да! Это только так кажется, что мечты ребёнка не имеют ничего общего с реальностью, потому что у него нет жизненного опыта и т.п. На самом же деле, если ребёнок ни о чём не мечтает, живёт «с потухшим взглядом», безучастен к происходящему вокруг, – значит, и мотивировать его к вхождению в общество будет довольно сложно. Да и вряд ли возможно. Если Вы уже прочли содержание книги, могли обратить внимание на то, что вопросы социализации учащихся мы рассматриваем на примере наиболее экстремальном – детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мы понимаем, что успех в их социализации сделает и жизнеустройство остальных категорий детей не менее, если не более успешным. Ибо перечень проблем, с которыми приходится сталкиваться сотрудникам учреждений государственной поддержки детства, принципиально шире, чем тот, который очерчивает круг обязанностей социального педагога школы, гимназии или лицея.
В то же время, и тем, кто обществом был принят, сам стал полноправной частью социума и микросоциума, удержаться в нём тоже довольно-таки нелегко. Во всяком случае – удержать, и тем более – усилить свои общественные позиции, как принято говорить, свой «вес в обществе». Ибо величина эта весьма зыбкая, подвижная. И причиной тому может оказаться как угасание внутреннего мотива к продолжению выполнения своих общественных обязанностей, так и чьё-то постороннее воздействие. Например, появление в обществе человека, чьи позиции в сравнении с твоими выглядят более убедительно и перспективно. И один воспримет это спокойно, а для кого-то это может стать ударом, оправиться от которого совсем непросто.
И, наконец, есть вероятность, что изменения в самом обществе, его устройстве, устоях, направленности развития может вывести любого его члена чуть ли не на грань (или даже – за грань) самореализации в социуме. Чрезвычайно успешные ранее, многие люди, живущие на постсоветском пространстве, лишились необходимых социальных ориентиров. И даже если при этом ими не была утрачена их традиционная социальная роль, то значительное субъективное ощущение такой утраты появилось у миллионов людей. В частности, у учёных, которым нужно выбирать между поездкой на международную конференцию или в санаторий, между подарком своему ребёнку или оплатой публикации своей новой статьи в журнале, который ещё относительно недавно сам мог выплачивать гонорары. Однако дело не только, и даже – не столько в экономических, сколько в социально-психологических предпосылках складывающегося сейчас положения.
Библиографическая ссылка
Латышев О.Ю., Байер Е.А. СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ, СТУДЕНТОВ И УЧЁНЫХ В ГЛОБАЛИЗУЮЩЕМСЯ МИРЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 5. – С. 91-92;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11593 (дата обращения: 21.11.2024).