В данной работе отражены возможности влияния историко-художественного краеведения на характер и качество социализации учащихся, студентов и учёных. Приведены программы экспериментальной деятельности по данной научной проблематике. Историко-художественное краеведение в социализации учащихся, студентов и учёных стало темой книги, которая посвящается 70-летнему юбилею почётного академика Российской Академии художеств Владимира Дмитриевича Добромирова. На страницах книги мы говорим о том, сколь значительный вклад вносит в художественно-эстетическое и патриотическое воспитание подрастающего поколения вносит Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского под мудрым руководством директора, почётного академика Российской Академии художеств Владимира Дмитриевича Добромирова. Практически каждая экспозиция музея нацелена на то, чтобы вызвать в душах юных посетителей одновременно чувство эстетического наслаждения и гордости за свою многоликую Родину, полную разнообразных талантов. Чьи произведения мы регулярно можем созерцать на музейных выставках.
О том, какой смысл традиционно вкладывает общество и государство в художественно-эстетическое образование детей-сирот, в настоящий момент говорится часто. Наша же задача – опираясь на существующие философские, научные, законодательные источники, понять, как такое художественно-эстетическое образование способно помочь в конечном итоге выпускнику интернатного учреждения получить достойное место под солнцем, то есть социально адаптироваться.
Как очный, так и дистанционный форматы реализации академической мобильности студентов и преподавателей художественных факультетов вузов – источник принципиального расширения возможностей их глобальной социализации. И представители профессорско-преподавательского состава вузов, и обучающаяся молодёжь последовательно приходит к пониманию стремительно растущей роли академической мобильности как формы их социального самоопределения на протяжении всей предстоящей активной жизнедеятельности.
Преподавание историко-художественного краеведения приобретает в лице инновационных технологий основание для нового этапа развития как образовательной области, учебной дисциплины, поле совершенствования образовательных методик. Рассматривая историко-художественное краеведение как компонент, образующий среду образовательного процесса, мы должны констатировать, что оно обладает определённым набором мотивационных качеств, которые лучшим образом формируются при включении технологий медиаобразования. Трудно представить более подходящую среду для формирования продолжительного и всё шире разворачивающегося перед глазами учащихся зрительного, иллюстративного ряда, служащего наглядным подтверждением слов учителя. Равно как и опорой для быстрого и качественного запоминания учащимися преподносимого им учебного материала.
Особенности социального развития на постсоветском пространстве включают в себя, в частности, и потребность переосмысления каждым представителем научной общественности своего места в современной жизни, пути построения предстоящих ему исследований, финансирования и пропаганды результатов последних. Организованное нами международное сотрудничество в рамках тематики международных экспериментов активно поддерживается учёными Таджикистана, Казахстана, России и других стран. В экспериментальных исследованиях принимают участие представители научных организаций, учреждений высшего профессионального и общего среднего образования.
Возрастание роли цифровых коммуникаций в жизни общества побуждает нас рассмотреть отношение к гуманитарным наукам, в частности, в качестве одного из устоев социализации детей-сирот. Рассмотрим соотношение этики и эстетики телекоммуникаций, которые способствуют развитию их коммуникативных навыков, обеспечивая существенное влияние на характер и качество формирования социально зрелой личности. Почему этот вопрос так важен для нас? Дети-сироты, в том числе – социальные, гораздо более склонны к развитию в области гуманитарных, нежели точных наук. Обратите внимание, что эстетика постмодернизма не всегда одинаково позволяет ребенку сформировать сбалансированную оценку одновременно этического и эстетического начал в основе телекоммуникаций. Это связано с поставленной нами задачей социализации детей в интернатных учреждениях, активно использующих цифровые коммуникации. Фокус внимания на примерах господства эстетики цифровых коммуникаций над их этикой, а также их гармоничного сочетания.
Задача социализации учащихся школы средствами историко-художественного краеведения, IT и музейной педагогики тесно соприкасается с задачей проведения их широко направленного воспитания, обучения и развития. Решение обеих задач предусматривает воспитание воли, культуры поведения в коллективе, навыков командного взаимодействия в процессе изучения историко-художественного краеведения и других социализирующих факторов. Отправной точкой для этого на протяжении ряда лет является деятельное участие музеев, а также учащихся, учителей и администраций школ, школ-интернатов для детей-сирот, детских домов и других учреждений в международном телекоммуникационном образовательном проекте «Мариинская галерея имени Марии Шаповаленко». http://my.mail.ru/list/papa888/. С другой стороны, одним из его начинателей и активных участников является Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского. Лично Владимир Дмитриевич Добромиров, главный хранитель фондов Елена Ивановна Пшеницына, научные сотрудники музея, педагогические сотрудники школы и их ученики совместно участвуют в поиске, отборе, классификации, редактировании и представлении в виртуальной Мариинской галерее мультимедийных материалов культурно-просветительского и образовательного художественного содержания.
Библиографическая ссылка
Латышев О.Ю., Ильин В.Н., Макарова Л.Н., Подкопаева В.А. ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ, СТУДЕНТОВ И УЧЁНЫХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 5. – С. 92-93;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11595 (дата обращения: 21.11.2024).