Современные требования к уровню профессиональной компетентности педагога вступают в противоречие с его неготовностью взять на себя ответственность за создание оптимальных условий для развития одаренности учащихся и организацию новой образовательной практики взаимодействия с одаренными детьми, обеспечивающей актуализацию творческих способностей учащихся, и недостаточным осознанием педагогом того, что целостному развитию личности одаренных учащихся может содействовать учитель с высоким уровнем развития абнотивности. Одним из возможных способов разрешения указанного противоречия является целенаправленное развитие абнотивности педагога в условиях локальной профессиональной среды той образовательной организации, в которой он осуществляет свою профессиональную деятельность. Необходимость и возможность развития абнотивности педагога в условиях локальной профессиональной среды основывается на положении о том, что ее внутренние ресурсы позволяют рассматривать ее в качестве пространства непрерывного педагогического образования.
В монографии обосновывается совокупность положений и идей, составляющих теоретико-методологическую основу изучения и развития абнотивности педагога. На основе анализа степени изученности проблемы в современной психолого-педагогической литературе авторы конкретизируют научное представление о содержании понятия «абнотивность педагога», характеризуют структурно-функциональные компоненты абнотивности педагога и обосновывают их содержание.
Абнотивность – это не только комплексная способность учителя к адекватному восприятию, осмыслению, пониманию и принятию креативного ученика, способность заметить одаренного ребенка и оказать необходимую психолого-педагогическую поддержку в развитии его творческого потенциала (М.М. Кашапов), но и интегративный показатель готовности и способности педагога к развитию одаренности учащихся в условиях образовательного процесса. Эта значимая профессионально-личностная характеристика педагога объединяет в себе качества, необходимые для создания комплекса условий для развития детей с признаками одарённости и актуализирующие творческий потенциал и креативные способности самого педагога. Абнотивность выступает важнейшей составляющей профессиональной компетентности педагога, интегрируя в себе мотивационно-целевой, когнитивный, аксиологический, аутопсихологический, технологический и рефлексивный компоненты, необходимые для успешного развития одаренности учащихся, достижения ими значимых результатов в личностном развитии и обеспечения эффективной организации личностно ориентированного педагогического процесса.
В монографии представлена модель развития абнотивности педагога в локальной профессиональной среде, которая базируется на компетентностном, системном, личностно-деятельностном, аксиологическом подходах и обеспечивает ее эффективную реализацию в единстве концептуально-целевой, содержательно-процессуальной и рефлексивно-оценочной составляющих. Эффективность поэтапного процесса последовательного наращивания абнотивности у педагога достигается при целенаправленной реализации его психолого-педагогического сопровождения в локальной профессиональной среде.
Положительная динамика развития абнотивности педагога охарактеризована последовательным достижением следующих уровней: репродуктивно-адаптивного, оптимально-продуктивного и системно-моделирующего, каждый из которых отличается качественным своеобразием, целостностью составляющих его компонентов и разной степенью выраженности значимых для работы с одаренными детьми профессионально-личностных качеств. Критериальную основу уровневой характеристики развития абнотивности составляет степень продвижения педагогов в обогащении психолого-педагогическими знаниями и овладении современными педагогическими технологиями, необходимыми для конструктивного взаимодействия с одаренными детьми; в усилении субъектной направленности на профессионально-личностную самореализацию и развитие своих креативных способностей как условия развития одаренности учащихся; а также в положительной динамике их ценностного отношения к необходимости развития своей абнотивности с целью достижения значимых качественных результатов в личностном развитии одаренных учащихся.
Авторами определен комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса развития абнотивности педагога в локальной профессиональной среде. К таковым условиям авторы относят: освоение педагогами и системную реализацию ими в образовательном процессе школы личностно ориентированного подхода; актуализацию и обогащение субъектного опыта учителя в рамках профессионально-педагогического взаимодействия (наставничество, тьюторство); расширение участия педагогов в различных видах исследовательской и экспериментальной деятельности в рамках локальной профессиональной среды в контексте создания условий для развития одаренности учащихся; формирование осознанной ориентации педагога на развитие абнотивности как интегративной характеристики его готовности к работе с одаренными детьми и значимой составляющей своей профессиональной компетентности.
Качественное и системное психолого-педагогическое сопровождение процесса развития абнотивности педагога, целенаправленная реализация которого в локальной профессиональной среде активизирует профессионально-личностный рост педагогов в целом и сознательное влияние на все компоненты абнотивности (мотивационно-целевой, когнитивный, аксиологический, аутопсихологический, технологический, рефлексивный) в частности, следует считать главным условием эффективности названного процесса.
Практическая значимость представленных в монографии результатов исследования заключается в том, что разработанный диагностический инструментарий позволяет выявить уровни сформированности структурных компонентов абнотивности педагога; использование предложенных методик для оценивания показателей результативности дает возможность объективно оценить степень их сформированности. Полученные в ходе исследования результаты и выводы могут являться теоретической базой для создания организационных, содержательных и методических основ конструирования условий в общеобразовательной организации по формированию комплексной педагогической способности педагога к адекватному восприятию, осмыслению и пониманию креативного ученика. Сформулированные в монографии теоретические положения и стратегия развития абнотивности педагога в локальной профессиональной среде позволяют осуществить их эффективное применение в общеобразовательных организациях различного типа.
Библиографическая ссылка
Лукьянова М.И., Губина М.В. РАЗВИТИЕ АБНОТИВНОСТИ ПЕДАГОГА // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 5. – С. 98-99;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11600 (дата обращения: 21.11.2024).