Уральский регион отличается зоной экологической тревожности, опасности, т.к. в регионе сосредоточен большой процент промышленных предприятий, имеются районы захоронения радиоактивных отходов, в связи с этим остро встает вопрос об экологической обстановке. Они решаются не только на региональном, но и на федеральном уровне. С принятием закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития» с учетом Декларации конференции ООН по окружающей среде и развитию, созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Постановление Правительства Российской Федерации «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (2010 г.) возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы экологического образования, первым звеном которого является дошкольное детство.
В таких условиях особую важность приобретает экологическое образование, которое рассматривается нами как важнейший фактор нравственного формирования личности.
Современные системы образования основаны на личностно-ориентированном, гуманистическом подходе. Система образования в последние годы претерпела ряд изменений. Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду современный ребенок – это житель XXI века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Многолетние исследования, проводимые авторами программы, позволяют нам наметить штрихи современного дошкольного детства, которые нельзя не учитывать, организуя образовательный процесс детского сада.
Педагогическую экспертизу можно рассматривать как социально – педагогический феномен, так как ее целью и результатом является профессиональный и личностный рост педагога, а следствием – развитие личности ребенка.
Педагогическая экспертиза рассматривается как часть педагогической квалиметрии, то есть: по типу – групповая, индивидуальная, рефлексивная; по форме контакта – очная и заочная; по форме предъявления материалов – устная и письменная; по отношению к объекту – открытая, закрытая, полузакрытая; по способам получения информации – прямая и косвенная; по субъектам – внешняя, внутренняя, самоэкпертиза; по целям – констатирующая, прогнозирующая, формирующее-развивающая.
В качестве особо значимых выделяются следующие положения:
- педагогическая экспертиза создает базу для изменения субъективной системы отношений педагога к тем или иным явлениям педагогической реальности. На основе отношений к профессиональной деятельности меняются профессиональные установки и ценностные ориентации, которые обуславливают новые мотивы и соответствующие потребности деятельности педагога;
- влияние педагогической экспертизы осуществляется через следующие психологические механизмы: когнитивного консонанса, т.е. совпадения понимания целей, задач, критериев и результатов педагогической экспертизы с самоэкспертизой учителя;
- идентификации собственной профессиональной деятельности с эталонами;
- принятия результатов комплексной экспертизы в их соотношении с эталонами;
- интериоризации идеальных (объективных) профессиональных установок на основе педагогической экспертизы;
- экспертиза профессиональной компетентности осуществляется на основе комплексной по содержанию и полифункциональной по субъектам и объектам диагностики.
Первая группа задач связана освоением конкретного образовательного содержания, которое включает:
- представление о методологии и методах экспертных оценок, сущности научно-педагогической экспертизы, области применения экспертных методов, специфике и методике экспертной оценки в системе дошкольного образования на основе современных научных подходов к управленческой деятельности;
- знание основных этапов педагогической экспертизы, способов оценки компетентности экспертов в области педагогики, статуса эксперта и этики его поведения, процесса формирования экспертных групп и организации работы экспертов;
- знакомство с пакетом нормативно-правовых документов по проведению педагогической экспертизы в процессе аттестации и аккредитации ДОО, по экспертной оценке работы педагогов и руководителей ДОО России;
- знание технологии разработки анкет, опросников, тестов для экспертизы, а также технологии и системы критериев комплексной оценки деятельности педагогов и руководителей детского сада в процессе педагогической экспертизы.
Вторая группа задач связана с овладением студентами следующими практическими умениями для осуществления научно-педагогической экспертизы в ДОО:
- анализ и экспертная оценка образовательных программ, педагогических технологий и методик дошкольного образования;
- анализ и экспертная оценка характера взаимодействия педагога с детьми в разных видах детской деятельности;
- экспертная оценка кадрового обеспечения педагогического процесса разного вида;
- экспертная оценка материальной развивающей среды и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ (безопасность, охрана физического и психического здоровья);
- экспертная оценка качества игрушек и методических пособий для детского сада;
- мониторинг для процедуры самоанализа в процессе аттестации ДОУ: наблюдение в группах, тестовые игровые задания для детей, анкетирование родителей и воспитателей, анализ педагогической и медицинской документации и пр.;
- оценка, исходя из государственного образовательного стандарта, и выявление причин низкого качества образовательных условий, принятие на основе педагогической экспертизы и экспертной оценки адекватного управленческого решения;
- анализ нормативных документов и на их основе экспертная оценка деятельности воспитателя (руководителя ДОУ); оформление документации по педагогической экспертизе.
Третья группа задач направлена на развитие личности студента и предполагает:
- воспитание осознанного отношения к педагогической экспертизе как к средству государственного контроля и стимулирования повышения качества образовательных услуг, обеспечивающему социальную защиту ребенка и его семьи от некомпетентных педагогических воздействий;
- осознание процедуры самоанализа как эффективного средства развития педагогической рефлексии менеджера образования, побуждающего к целенаправленной управленческой деятельности по обновлению содержания образования, созданию развивающей среды, формированию личностно ориентированного отношения к ребенку;
- умение работать в составе экспертной группы, обеспечивать гуманистический характер экспертизы, согласованность экспертных оценок и заключений.
Следовательно, педагогическая экспертиза становится фактором профессионального роста, если ее цели и результаты принимаются педагогом, способствуют изменению его профессионально-личностных качеств и становлению его как субъекта – эксперта профессиональной деятельности. Большинство педагогов не используют диагностические методики, а если и используют, то не в системе и только для констатации уровня развития детей.
Задача современности – способствовать повышению уровня экологической образованности с целью всестороннего развития личности и использования ее возможностей. Но следить за развивающим эффектом обучения, получать обоснованные данные об успешности детей в изучении отдельных предметов можно только с помощью диагностических методик. Без диагностических методов невозможно установить уровень личностного и интеллектуального развития детей на разных возрастных этапах, получить данные об индивидуальных особенностях детей, что необходимо для индивидуального подхода к детям, для коррекционной работы с ними.
В настоящее время нет четко разработанной системы диагностирования экологической образованности у дошкольников и часто выбранные методы не решают поставленной задачи, поэтому невозможно объективно оценить освоение детьми экологической программы, выявить причины недостатков в работе или утвердиться в правильности избранной технологии. Проблема состоит в том, как подобрать такую диагностику, которая наиболее полно раскрыла бы сформированность представлений о природе у дошкольников, как о взаимосвязанной экологической системе.
Данная работа может помочь педагогам, студентам познакомиться с методикой организации проведения диагностики, с методами сбора информации, с критериями измерения и оценки качества образования. Педагогическую экспертизу можно рассматривать как социально-педагогический феномен, так как ее целью и результатом является профессиональный и личностный рост педагога, а следствием – развитие личности ребенка. Это пособие поможет увидеть какой должна быть педагогическая экспертиза, место в ней диагностики и как правильно подобрать такую методику, которая даст достаточно информации и будет удобна в обработке результатов. Также в пособии подобраны диагностические методики для определения уровня интегративного развития детей, в том числе разных показателей экологического образования детей старшего дошкольного возраста, и младших школьников, сделан их анализ, определены наиболее информативные, эффективные диагностики для использования в практике дошкольного и школьного образования.
Педагоги-эксперты смогут подобрать диагностику с учетом поставленных целей, возрастных особенностей детей и с учетом выделенных недостатков методик, использовать выбранные диагностики в своей работе.
Библиографическая ссылка
Моисеева Л.В., Лазарева О.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД ДЕТСТВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 5. – С. 99-101;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11601 (дата обращения: 03.12.2024).