Рекомендовано к публикации Ученым советом АО «Финансовая академия» при министерстве финансов Республики Казахстан (Протокол № 2 от 19 сентября 2013 г.).
Эффективно функционирующая система корпоративного управления является существенным фактором обеспечения компании конкурентных преимуществ.
Компания с развитой системой корпоративного управления приносит пользу не только инвесторам и кредиторам, но и своим сотрудникам, клиентам и обществу в целом. Эффективная система корпоративного управления способствует созданию здорового экономического климата, который стимулирует приток внутренних и зарубежных инвестиций, что, в свою очередь, позволяет создавать новые рабочие места и повышать уровень благосостояния жителей страны.
Отлаженная система управления способствует повышению экономической эффективности компании. Фирмы, которые ввели в свою практику принципы эффективного управления, могут рассчитывать на снижение процентов по кредитам и расширение инвесторской базы. При этом повышается качество управления в таких областях, как формирование общей стратегии компании, принятие продуманных, экономически обоснованных решений о слияниях и приобретениях, приведение оплаты труда в соответствие с его количеством и качеством. Ответственная и добросовестная работа компании помогает ей наладить плодотворное и долгосрочное сотрудничество с заинтересованными лицами, включая кредиторов, служащих, клиентов, поставщиков и местную общественность.
Система корпоративного управления защищает права инвесторов, особенно, миноритарных акционеров, включая их право влиять на решения, принимаемые руководством компании, и на проведение основных операций, а также право получать информацию об использовании вложенных ими средств.
Эффективное корпоративное управление обеспечивает более высокую ликвидность активов компании, позволяя инвесторам по мере необходимости с легкостью диверсифицировать и продавать их.
Наконец, отработанная процедура банкротства защищает кредиторов и ограничивает ответственность акционеров.
Эффективная система корпоративного управления требует от компании соблюдения принятых ею обязательств перед служащими, клиентами, поставщиками и общественностью. Эти группы населения выигрывают от честности, качества и надежности своих отношений с такой компанией. Общество в целом выигрывает, поскольку такая компания создает рабочие места, формирует доверие к экономике страны и препятствует расточительству. Кроме того, атмосфера гласности способствует уменьшению коррупции, поскольку намного труднее скрыть факты взяточничества, если в компании ведется строгий учет, а ее руководители действуют в соответствии с принципами деловой этики.
В связи с тем, что корпоративные отношения в Казахстане возродились сравнительно недавно, отечественные предприниматели не имеют большого опыта руководства акционерными обществами, решения проблем, связанных с различиями интересов собственников и менеджеров, миноритарных и мажоритарных акционеров, защитой прав и собственности акционеров в целом.
Цель учебника – дать магистрантам глубокие знания по вопросам развития корпоративных отношений в Казахстане, о том, как решать проблемы, возникающие в процессе функционирования компании перед собственниками, наемными менеджерами, служащими и другими заинтересованными лицами.
В нем раскрываются основные принципы и механизмы корпоративного управления, показано, как теория корпоративного управления реально применяется в Казахстане.
Учебник состоит из следующих разделов:
1. Сущность корпоративного управления.
2. Альтернативные модели корпоративного управления.
3. Права и обязанности акционеров.
4. Общее собрание акционеров.
5. Совет директоров.
6. Кумулятивное голосование.
7. Корпоративный секретарь.
8. Дивиденды и дивидендная политика.
9. Обеспечение прозрачности функционирования компании и раскрытие информации.
10. Контроль над деятельностью акционерных обществ.
11. Кодекс корпоративного управления.
12. Корпоративная культура.
13. Корпоративная политика управления рисками.
14. Управление корпоративной собственностью.
15. Инвестиционная деятельность и инвестиционная привлекательность корпорации.
16. Слияние и поглощение компаний в системе корпоративного управления.
17. Рейдерство и экономическая безопасность корпорации.
Кроме того, имеются глоссарий и тесты для самоконтроля.
Учебник предназначен для магистрантов экономических специальностей. Он может быть полезен докторантам, преподавателям экономических и управленческих дисциплин, слушателям курсов повышения квалификации управленческих кадров, а также всем тем, кто по роду своей практической деятельности имеет отношение к корпоративному управлению.
Библиографическая ссылка
Кайгородцев А.А., Нурмухаметов Н.Н. КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 5. – С. 150-151;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11642 (дата обращения: 21.11.2024).