Как известно, искусство есть средство для пропаганды тех или иных идей, передачи информации или средство для разъяснения массам о тех или иных проблемах. Для более глубокого понимания роли и места искусства в жизни человека и в социуме, в первую очередь, необходимо определить, что мы подразумеваем под понятием «искусство», что, по мнению большинства исследователей, является предметом искусства и в чем заключаются социальные функции искусства. Итак, искусство (от церковно-славянского – «искусьство» (лат. Eхperimentum – опыт, проба); старославянского «Искоусъ» – опыт, реже истязание, пытка) – образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей [4].
Под предметом искусства следует понимать то, что реализуется в творческом, художественном процессе в определенную образную структуру и в содержание произведения искусства. Важным и объективным компонентом искусства является не сама по себе природа, человек или общество, а то, что является адекватным их отражением в сознании художника. Субъективный компонент – это определенные социально-личностные установки, мотивы пристрастия, идеалы. Предмет искусства не сводится ни к априорному вымыслу художника, ни к объекту отражения, – он есть результат, продукт взаимодействия объективного и субъективного в сознании, переживаниях самого художника. Таким образом, можно сделать вывод, что предмет искусства обладает особой эстетической сущностью и силой [2].
Как известно, искусство обладает полифункциональным значением. В своей статье мы попытаемся перечислить и дать краткую характеристику функций искусства, обладающих взаимосвязанным характером, в силу того, что любое произведение искусства существует как целостный феномен:
– общественно-преобразующая и компенсаторная функции (искусство есть важная деятельность в жизни человека и служит утешением);
– познавательно-эвристическая функция (служит источником знания и просвещения);
– художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира);
– информационная и коммуникативная функции (искусство как способ общения и сообщения);
– воспитательная функция (способность искусства формировать личность);
– внушающая функция (воздействуя на подсознание, искусство выступает как суггестия);
– эстетическая функция (позволяет отражать действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус);
– компенсаторная функция (искусство позволяет восстановить душевную гармонию, решать разного рода психологические проблемы, уйти от обыденности, дополняет такие аспекты, как красота и гармония в жизни);
– прогностическая функция (способность искусства определять и прогнозировать будущее;
– гедонистическая функция (посредством искусства человек может испытывать радость и удовольствие) [5].
Взаимодействие человека с искусством случилось еще в глубокой древности, и в свою очередь, искусство стало одной из важнейших ступеней в эволюции развития первобытного человека. Первые шаги в изобразительной деятельности человек стал осуществлять в эпоху позднего палеолита (35–10 тыс. до н. э.). В этот период человек стал жить большим коллективом, т.е. зарождаются родовые организации. Главным видом деятельности человека являлась охота на крупного зверя, которую люди осуществляли сообща. По мнению исследователей, существуют два фактора, подтолкнувшие человека к изобразительной деятельности: первый фактор – это верование в магические силы (т.е. ритуал убийства зверя, воспроизведенный на наскальном изображении, по верованию человека, повторится в период охоты); второй фактор – наскальные рисунки служили для передачи информации, т.е. средством (языком) общения.
Прекрасные наскальные изображения, созданные первобытным художником в Ориньяк-Салютрейском периоде и в периоде Мадлен, свидетельствуют о том, что, изображая образ животного, человек пытался в полной мере передать узнаваемые черты зверя, его форму и движения. Достичь реалистических тенденции первобытному человеку способствовали такие факторы, как память и наблюдательность. Перед охотой человеку приходилось долгое время находиться в засаде и наблюдать за животным, и вследствие этого образ реального зверя словно трансформировался на изображение. На наскальных рисунках этого периода образ животного доминировал, т.е. изображали его в единственном числе, т.к. в жизни человека зверь занимал главенствующее положение.
Благодаря этому в истории первобытного искусства получил развитие такой стиль, как звериный (скифо-сарматский звериный стиль). Звериный стиль – первый (орнаментальный) стиль, возникший самостоятельно в ряде мест, включающий в себя узоры, состоящие из стилизованных элементов условного изображения зверей, а затем человеческих фигур и птиц, полностью подчиняя изобразительные мотивы ритмам декоративного неизобразительного искусства. Звериный стиль – это некий информационный код, оставленный человечеству эпохой первобытного искусства [1].
Таким образом, можно сделать вывод, что в жизнедеятельности человека с первых его шагов искусство выполняло очень важную роль – помогало ему не просто выживать, но и развиваться. Искусство помогало человеку смотреть на мир с разных точек зрения и оценивать его. С наступлением каждой эпохи, с каждым столетием искусство подвергалось видоизменениям и все более и более совершенствовалось человеком. Во все исторических периодах, в которых пребывал человек, искусство помогало ему не просто развивать свои творческие способности, но улучшать абстрактное мышление и художественное видение мира. На протяжении разных столетий человек всячески старался не просто изменять искусство, улучшать его, но и посредством его углублять свои познания. Искусство есть величайшая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство есть история человечества. Очень часто в нем можно найти важные ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты. Возможности и функции искусства многогранны и многозначительны. Искусство наделяет человека такими, ни с чем не сравнимыми чувствами, как радость и удовлетворение, заставляют его сопереживать и достигать душевного равновесия. Если лишить цивилизованного человека встречи с искусством, любования им, то он может не просто потерять в жизни важное, но и превратиться если не в животного, то в зомби. Богатства искусства неисчерпаемы. Если даже за всю свою жизнь, человек не может посетить все музеи мира, увидеть все шедевриальные постройки и великие полотна художников, перечитать все романы, стихи, поэмы и прослушать музыкальные творения великих гениев, так как это просто невозможно, да и ни к чему. Очень часто так в жизни получается, что люди, стремящиеся постичь много, на самом деле оказываются поверхностными людьми. Т.е. из всего многообразия человек часто выбирает то, что ему по душе, то, что ему наиболее близко, что дает ему почву и пищу для размышления, его уму и чувствам. Искусство есть феноменальный аспект, формирующий и развивающий в свою очередь интеллектуальное и нравственное качество в человеке, стимулирующий творческие способности, содействующий успешной социализации. Благодаря искусству мир людей становится более прекрасным, позитивным, насыщенным и живым [5].
Что касается такого понятия, как эстетический вкус, то, как правило, оно формируется и развивается у человека в процессе общения с произведениями искусства. Т.е. общение с искусством пробуждает у него такие способности, как художественное восприятие, переживание, умение творить, выбирать и духовно оценивать различные проявления реального мира. Чаще всего все эти качества проявляются у человека в виде индивидуальной точки зрения и оценок, всегда органически связаны с эстетическими, философскими, этическими, политическими воззрениями человека, обусловлены общественными отношениями людей. Знание и понимание социологии как необходимого элемента современной гуманитарной культуры – это важнейшее условие развития человеческого в человеке. Думаем, что каждый человек хочет быть социально значимым в обществе, для этого, на наш взгляд, человеку необходимо повышать свой интеллектуальный уровень, расти как личность, обладать огромным талантом, и, конечно, не забывать про свой внутренний мир (работать над собой и развиваться духовно) – все эти составляющие помогут стать ему значимой частицей в социуме, и, несомненно, реализоваться в обществе и конкретно в искусстве.
Библиографическая ссылка
Амиржанова А.Ш., Дегтярева Г.В. МЕСТО И РОЛЬ ИСКУССТВА В СОЦИУМЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 5. – С. 7-9;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11654 (дата обращения: 21.11.2024).