Современный этап развития системы дошкольного образования обуславливает теоретическое осмысление и практическое освоение правовых аспектов профессиональной деятельности педагогов в соответствии с нормами права и защиты интересов воспитанников. Ключевые положения, связанные с необходимостью приобретения педагогами правовых знаний, и требования по соблюдению нормативно-правовых и законодательных документов отражены в Профессиональном стандарте педагога и Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.
В данном контексте очевидна актуальность развития правовой компетентности педагогов дошкольного образования как составной части профессиональной компетентности, обеспечивающей формирование правовых интересов; целостное овладение нормами профессионально-правовой культуры; развитие правового мировоззрения и самосознания правовой регуляции профессиональных отношений; профессионально-правовой образованности; правового поведения, др. (А.Д. Бабаева, Н.Э. Жусупова, А.А. Жигулин, М.Г. Даудов, Ю.Л. Ивлев, Д.А. Микаилов, М.А. Мирзаев, А.М. Муртазалиев, Н.Р. Нуриахметова, Н.И. Плаксина, Е.Н. Рябышева, др.).
Научные исследования и анализ педагогической практики свидетельствуют о проблемах, связанных с отсутствием у педагогов, в том числе дошкольного образования, системных знаний основных содержательных норм в области своей профессии. Игнорирование законов, неосознанность значимости правовых отношений формируют интуитивный опыт в реализации правовых норм, приводя к правонарушениям и снижению правового статуса субъектов профессиональной деятельности.
В этой связи усиливается противоречие между современными требованиями дошкольного образования в предоставлении гарантированных и качественных образовательных услуг воспитанникам и неготовностью педагогов дошкольных образовательных организаций к правовой профессиональной деятельности, основанной на новых ценностях и нормах по достижению высокого качества воспитания и обучения воспитанников. Поэтому вопросы, связанные с правовой подготовкой и социализацией личности педагога и воспитанников дошкольных образовательных организаций, акцентируют приоритет правовых оснований профессиональной деятельности, обеспечивающих реализацию правовых потребностей и позволяющих выстраивать законопослушные субъект-субъектные отношения в соответствии с принципом соблюдения прав и защиты интересов [3, 4].
Недостаточная разработанность проблемы развития правовой компетентности педагогов дошкольного образования и ее большая практическая значимость обуславливает постановку цели данной публикации: обоснование особенностей развития правовой компетентности педагогов дошкольной образовательной организации.
Правовая компетентность исследуется как междисциплинарная проблема, решение которой находится в поле юриспруденции и педагогики (С.Р. Бекишиева, В.Л. Климентов, Н.Р. Нуриахметова, др.) и раскрывается как:
– социально-психологическая характеристика личности, позволяющая «успешно осуществлять социальную деятельность в правовом поле» [8, с. 9];
– качество субъекта, проявляющееся в профессионально значимых личностных качествах, личностных характеристиках индивида и отражающих его способность использовать универсальные способы деятельности, основанных на совокупности правовых знаний в конкретных жизненных ситуациях; результативно отражающее уровень сформированности и овладения правовыми знаниями; способность преобразовывать их в правовые установки, убеждения, мотивы правовой деятельности; практически применять в профессиональной деятельности [6, с. 129];
– «системно-личностное качество специалиста сферы образования, отражающее единство его теоретико-правовой подготовленности и практической способности реализовать правовые нормы при решении вариативных задач в сфере профессиональной деятельности, осуществлять правовое воспитание и защиту детей» [1, с. 25];
– динамичная система, характеризующаяся приобретением и развитием новых качеств и свойств. В данном аспекте предлагаются такие уровни сформированности профессиональной компетентности, применимые к правовой компетентности, как: бессознательная некомпетентность («Я не знаю, что я не знаю»); сознательная компетентность («Я знаю, что я не знаю»); актуальная сознаваемая компетентность («Я знаю, что я знаю»); сознательно контролируемая компетентность («профессиональные навыки полностью интегрированы, выстроены в поведение, профессионализм становится чертой личности, вплоть до ее деформации»);
– интегративная характеристика педагога, обеспечивающая регулирование профессиональных отношений с позиции норм педагогики и права. Иными словами, педагог, руководствуясь общественными нормами, преломляет их в своей профессиональной деятельности в единстве теории и практики юриспруденции, образования и воспитания. Как отмечают Е.Н. Рябышева и Н.И. Плаксина, интегративность правовой компетентности личности заключается в уровне правовой осведомленности; характеризуется осознанным восприятием социально-правового опыта, готовностью и способностью действовать, оценивать свою жизнедеятельность на основе нравственно-правовых норм [7].
Раскрывая проблемы правового развития будущего педагога в соответствии с установками аксиологического подхода, М.П. Козловцев справедливо отмечает, что развитие правовой компетентности будущего педагога определяется содержанием юридических знаний, адекватных профессиональной деятельности и реализацией практико-ориентированного курса с обязательным использованием в образовательном процессе педагогических ситуаций для обучения будущих педагогов умению их применять [5].
Проведенный анализ позволяет рассматривать правовую компетентность будущего педагога дошкольного образования как важный компонент профессиональной компетентности, обеспечивающий формирование правовых интересов; целостное овладение нормами профессионально-правовой культуры; развитие правового мировоззрения и самосознания, правовой регуляции профессиональных отношений; профессионально-правовой образованности; правового поведения, др. Такое понимание обуславливает ее структуру по аналогии со структурой профессиональной компетентности. А.С. Аникиной, И.Д. Белоновской, Д.А. Микаиловым, Е.О. Филипповой и другими учеными выделяются такие компоненты, как:
– ценностно-смысловые и мотивационные, ориентирующие личность педагога на формирование осознанной правовой позиции в выполнении законов, норм общества и профессии; направленные на правовое саморазвитие;
– содержательно-правовые, отражающие смысловые аспекты развития правовой компетентности и детерминирующие развитие правовой образованности педагогов, способности воспринимать, понимать и применять правовые знания, проявляя ответственность и нравственную этичность;
– функционально-деятельностные, характеризующие особенности правового поведения участников профессиональной деятельности (как педагогов, так и родителей воспитанников) в выполнении своего долга;
– рефлексивно-оценочные, обеспечивающие непрерывное осознание реальной и потенциальной правовой позиции личности, уровня представлений и способов деятельности с точки зрения правовой защиты и саморегуляции.
Совокупность представленных компонентов обеспечивает необходимую ценностно-целевую направленность познания, поведения и самооценки профессиональной деятельности как правовой.
В научно-педагогических исследованиях убедительно показано, что развитие правовой компетентности педагогов наиболее эффективно при реализации контекстного подхода, предполагающего проблемное профессионально ориентированное изучение правового содержания и правовых аспектов профессиональных отношений. В этой связи А.С. Аникиной предлагаются правовые правоориентирующие, правооценочные, правореализующие и правовоспитательные задачи, направленные на развитие правовых компетенций [1].
В профессиональной подготовке будущих педагогов дошкольной образовательной организации довольно результативны профессионально-проблемные ситуации, решение которых формирует как реальное, так и перспективное видение правовой проблемы профессии.
Важное значение в развитии правовой компетентности имеет освоение будущими педагогами дошкольного образования норм профессиональной этики: изучение нравственности и принципов профессиональной этики в области педагогического труда, закономерностей поведения и особенностей взаимоотношений, др. [3]. Акцентуация на этических основах будущей профессии формирует устойчивость правовых убеждений, правовую активность и ответственность; осознанное понимание общекультурных и профессиональных ценностей как нормы профессиональных отношений; обеспечивает системное овладение содержанием правил и норм педагогической деятельности, способами законопослушного поведения и взаимодействия.
Рассматриваемый аспект, с одной стороны, усиливает роль познания правового статуса личности: индивидуального (своих гражданских прав и свобод); образовательно-профессионального сообщества (права и обязанности); воспитанников (защита прав детей); а с другой – обуславливает создание правового пространства образовательной организации в соответствии с принципами целостности, интеграции и прогностичности.
Содержательно-правовое пространство образовательной организации можно рассмотреть как систему правового сопровождения, предусматривающего достижение будущими педагогами необходимого уровня правовой мотивации и активности, правовой образованности, правовой воспитанности, правового поведения и взаимодействия. Сущностные преобразования личности будущего педагога дошкольного образования, владеющего правовой компетентностью, характеризуются, прежде всего, изменением исходных принципов развития правовой компетентности. Это выражается в том, что педагог:
– воспринимает правовые ценности как социально и личностно значимые, демонстрируя правовую культуру и правовые взаимоотношения;
– проявляет уважение к закону, адекватно относится к нормативным предписаниям и правилам;
– мотивирован на самостоятельное познание и непрерывное самообразование в области правовых основ профессиональной деятельности;
– знает правовые нормы, основные общепедагогические законы, закономерности и тенденции развития педагогических явлений и процессов в системе дошкольного образования и имеет опыт их применения, демонстрируя образцы правомерного поведения, образования и воспитания;
– способен к управлению знаниями, поведением, отношениями, проявляя волевую саморегуляцию;
– владеет необходимыми методами правового самовоспитания, просвещения и воспитательного воздействия;
– соотносит права-обязанности, критически осмысливая собственную профессиональную деятельность с позиции правомерности ее осуществления, ответственности за принятые решения и оценивания качества результата;
– учитывает правой статус, эмоционально-психологическое состояние и межнациональные особенности всех участников профессиональной и образовательной деятельности, неукоснительно соблюдает права субъектов воспитательно-образовательной деятельности и умеет отстаивать их интересы с позиции равенства, справедливости, гуманности.
Заключая вышеизложенное, следует подчеркнуть, что в новых условиях общественных отношений правовая компетентность педагога становится основой формирования правовой компетентности воспитанников в процессе присвоения опыта правомерного поведения и приобретения ими социально значимых правовых ориентаций. Игровая деятельность [9], познавательные и художественно-творческие занятия, просмотр доступных возрасту видеоматериалов и т.д. могут составить основу программы правового воспитания дошкольников.
Библиографическая ссылка
Бичева И.Б., Ханова Т.Г., Потанина П.Ю., Гладкова Н.Е. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 5. – С. 32-35;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11660 (дата обращения: 21.11.2024).